Как соблюдать речевой режим при задержке речевого развития (ЗРР)
Если ребенок не говорит к трем годам, ограничивается парой слов или слогов — это повод обратиться к логопеду. Специалист проверит ребенка и скажет родителям, стоит ли беспокоиться. В случае подтверждения задержки речевого развития — нужна еще консультация невролога, в некоторых случаях сурдолога — для исключения нарушений слуха.
Что делать родителям?
Как правило, взрослые очень боятся признавать проблемы у ребенка. Однако в самом статусе «ЗРР» нет ничего страшного. Это всего лишь признание факта проблемы. И чем раньше начнется коррекционная помощь, тем больше шансов на полную ликвидацию задержки.
При ЗРР не страдает интеллект. Однако, если ребенку не оказать поддержку, то помимо нарушений речи будут отмечаться отставания в развитии других психических функций. Это память, внимание, восприятие и другие.
Отсутствие полной устной речи препятствует в построении контактов с другими детьми. Это приводит к нарушениям в социальном развитии. К тому же дошкольник с сохранным интеллектом осознает свою неполноценность. Это приводит к тому, что он замыкается, раздражается, злится.
В некоторых случаях ЗРР проявляется в агрессии в сторону других детей и взрослых. Это приводит к конфликтам в коллективе. Со временем у дошкольника с ЗРР формируется комплекс неполноценности. В школе ему будет сложно учиться и дружить с одноклассниками.
Правила общения с ребенком
Родители — одни из главных помощников логопеда. Если у ребенка ЗРР, то ему сложно освоить устную речь. И именно взрослые обязаны помочь ему в этом нелегком деле.
Речевой режим — это строгие правила общения. Если соблюдать их, то можно улучшить речь ребенка. Например, никогда не создавайте шум. Не включайте фоном видео на сайтах или телевизор. В таком потоке ребенку очень сложно выделить звуки речи, а в тишине он будет ориентироваться на незнакомый ему источник шума и выделять его.
При этом говорить надо мало. Если дошкольник нон-стопом находится в потоке речи, то она сливается в один шум. Он перестает обращать внимание на звуки. Говорить нужно четко и коротко. Не используйте сложные многоступенчатые конструкции. Обязательно выделяйте слова интонацией. Даже можно слегка преувеличить восторг или радость.
На начальном этапе используйте простые слова из 2-3 слогов. Вводите новые слова постепенно. Не торопите события. При этом нельзя коверкать названия. Говорите «машина», но не «бибика».
Всегда хвалите ребенка за то, что он говорит. Даже если слова содержать ошибки. Например, вместо «спать» — «сать». Важно поддерживать и одобрять речевую деятельность. На начальном этапе качество речи не имеет значение.
Помните, что с ребенком дошкольного возраста нет смысла проводить занятия. Лучше играть. Бесконечные «Повтори» только вызовут раздражение. Обязательно используйте игрушки — тогда слова станут наглядными.
Комментарии