Как реагировать на жалобы своего малыша?
Варианты: «Я устал», «Я больше не могу» и так весь день и совсем неважно, сколько времени прошло с момента отдыха.
Скрытое значение жалобы: Когда ребенок жалуется, он констатирует факт и ждет от вас реакции. Может быть он пытается привлечь ваше внимание, потому что вы слишком заняты. А может он слишком «перегружен» и подразумевает «оставь меня в покое». И когда он начинает «ныть» всякий раз, когда вы поручаете ему неприятное задание это всего лишь способ манипулировать родителями. И он совсем не признает, что просто не хочет выполнять вашу просьбу и поэтому он ссылается на усталость.
Что говорить: Узнайте, от чего малыш устал, и какой именно помощи он от вас ждет: посочувствовать, посидеть рядом или наоборот исчезнуть из поля его зрения. Предлагая ребенку отдохнуть, обговаривайте продолжительность паузы в делах: «Давай ты, сейчас посмотришь мультфильм (поспишь) и отдохнешь, а потом мы пойдем в магазин (продолжишь заниматься)». Не забудьте спустя некоторое время поинтересоваться самочувствием сына или дочери. Так вы продемонстрируете, что не пропускаете его жалобы мимо ушей и действительно переживаете за него.
Что не надо говорить: «Надо было меньше бегать (кричать, баловаться…)» сейчас не время для критики. Если ребенок вами манипулирует, не стоит показывать, что вы знаете истинную причину его капризов. В следующий раз, как попросить его что-то сделать, поинтересуйтесь устал ли он. Тогда у малыша не будет возможности симулировать, прикрываясь усталостью.
Жалоба 2. На скуку
Варианты: На вопрос, что ты такой грустный, ребенок отвечает, что ему скучно. Хотя это видно и без слов, по выражению его лица.
Скрытое значение жалобы: Малыш привык, что его развлекают, и не может сам придумать себе занятие. Или он очень долго играл один и теперь ему хочется побыть с вами, но он боится отвлечь маму или папу от домашних дел и ждет, пока вы заметите его унылое выражение лица.
Что говорить: Предложите ребенку заранее распланировать свободное время. Вместе решите, когда он будет играть, когда рисовать, когда смотреть мультфильмы, а когда делать уроки. «Давай ты после садика немного поиграешь, потом мы вместе почитаем, а потом ты будешь смотреть мультфильм». Чередуйте совместное времяпрепровождение и самостоятельные игры ребенка. Если вы увидели, что малыш ходит с унылым лицом, спросите, что у него сейчас по плану, чем он сейчас собирается заняться.
Что не надо говорить: «Ну, так займись чем-нибудь у тебя столько игрушек», «Иди, читай (уберись в своей комнате) если не знаешь что тебе делать!». Не стоит предлагать ребенку «развлечься» неинтересными ему делами. От такой альтернативы ему станет только хуже.
Жалоба №3. На других детей
Варианты: «Паша меня бьет», «Маша отнимает у меня игрушки» и так после каждого общения со сверстниками. Все вокруг плохие один он хороший.
Скрытое значение жалобы: Если подобные жалобы произносит трехлетний карапуз это нормально. А вот если на других детей жалуется ребенок 5-6 летнего возраста это говорит о том, что ваш ребенок не умеет находить общий язык со сверстниками. Если ребенок всегда ищет виноватых, он не умеет анализировать свое поведение и поведение других детей. Скорей всего у него нехватка общения с другими детьми. Он привык, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) всегда ему уступают, и удивляется, почему другие дети этого не делают.
Что говорить: Почаще оставляйте ребенка один на один с другими детьми. Если дети что-то не могут поделить или ссорятся не влезайте, пусть ищет решение самостоятельно. Когда кроха жалуется, постарайтесь ему доступно объяснить поведение других детей. «Паша тебя бьет не потому что он плохой, а потому, что ты отнял у него машинку».
Что не надо говорить: «Ты сам виноват» сейчас не надо искать виноватых, очень важно объяснить ребенку, почему другие дети ведут себя так, а не иначе.
Жалоба №4. На взрослых (бабушек, дедушек, воспитателей)
Варианты: «Бабушка всегда заставляет меня есть суп и у меня потом болит живот», «Воспитательница укладывает меня спать днем и вечером я не могу уснуть»
Скрытое значение жалобы: Такие жалобы часто возникают, когда у всех взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка, разные взгляды на педагогический процесс. Ребенок не понимает, почему мама разрешает не спать днем, а воспитательница заставляет; почему у родителей можно не есть суп, а бабушка настаивает на обратном…
Что говорить: Жалобы исчезнут, как только взрослые договорятся о методах воспитания и распорядке дня для ребенка. Если придерживаться единой педагогической линии не получается объясните ребенку, что иногда обстоятельства позволяют нарушать тот или иной распорядок.
Что не надо говорить: «Скажи, бабушке, что я разрешила тебе не есть суп» не надо манипулировать взрослыми при помощи ребенка. «Бабушка не права» подобными разговорами вы настраиваете ребенка против других взрослых.
Жалоба №5. На нехватку свободного времени
Варианты: Каждый день перед сном ребенок жалуется, что он что-то не успел сделать «Я опять не успел посмотреть мультики». Или, когда вы его просите помочь он говорит, что опять не успеет поиграть в компьютер, порисовать.
Скрытое значение жалобы: Или он слишком «перегружен» и у него действительно нет времени. А возможно, он не умеет распоряжаться своим временем и увлекается одним занятием в ущерб другому.
Что говорить: Чтобы избежать жалоб на нехватку времени составьте вместе точный распорядок дня, где помимо посещения различных секций будет время для выполнения ваших поручений (помощь маме) и свободное время. Заранее предупреждайте ребенка о запланированных делах «заканчивай играть, через 20 минут мы будем мыть пол». Тогда у него будет возможность морально подготовиться к неприятной обязанности и ваша просьба не будет для него неожиданностью.
Что не надо говорить: «Ты просто очень медленно все делаешь» ваша задача составлять распорядок дня с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Если вы знаете, что малыш долго одевается (умывается, ест) отводите на эти процедуры столько времени, сколько ему необходимо. Не торопите чадо фразами «давай быстрей, мы опаздываем» если вы будете подгонять его, у маленького человека возникнет ощущение постоянной нехватки времени.
Жалоба №6. На проблемы в детском саду
Варианты: «У меня опять ничего не получается», «Я хуже всех рисую (прыгаю, пою)».
Скрытое значение жалобы: Малыш хочет высказаться и поделиться с вами своими проблемами. Ему нужен слушатель. Если ребенок все время жалуется на одно и тоже (я плохо пою) он, таким образом, пытается объяснить вам свои приоритеты.
Что говорить: Внимательно выслушайте жалобы малыша. Все, что от вас требуется это изображать неподдельный интерес (а ведь это не сложно, правда?..) к его проблемам и периодически вставлять ободряющие реплики типа «Надо же!». А когда он, наконец, выговориться, подведите итог: «Я уверена, что ты со всем справишься, ты ведь такой умный (настоящий силач, самая красивая, лучше всех поешь…)». Не пытайтесь анализировать ситуацию и докапываться до истины. Ваша задача вернуть ребенку веру в себя и оптимистический взгляд на жизнь. Обязательно поинтересуйтесь, чем вы можете ему помочь и предложите несколько вариантов решения проблемы (давай я тебя научу рисовать, хочешь записаться в музыкальную школу).
Что не надо говорить: Не пытайтесь успокоить чадо фразами типа «это разве проблемы! Вот у меня сегодня…» В данный момент ребенок ищет жилетку, в которую можно поплакаться. Он не готов выслушивать ваши проблемы, тем более, что на его уровне его неприятности ему, действительно, кажутся существенными и более серьезными, чем ваши.
Жалоба №7. На жизнь
Варианты: На вопрос «Как дела» у ребенка всегда один ответ плохо, не очень, да так себе. В общем, день не задался, жизнь не удалась. В разговорах с другими детьми он часто говорит фразу «Везет тебе». А рассказы о друзьях начинает со слов «Как хорошо Маше, у нее есть большой велосипед (собака, компьютер, телевизор).
Скрытое значение жалобы: Ваш ребенок пессимист. Он не умеет радоваться тому, что имеет и завидует окружающим. Прежде чем винить его за «грустный» взгляд на жизнь, подумайте о чем вы говорите дома. Скорей всего малыш постоянно слышит от взрослых о каких-то проблемах, которые надо срочно решить и воспринимает свою жизнь, как одну большую «невезуху». При этом от посторонних он ничего подобного не слышит, и уверен, что им живется значительно легче.
Что говорить: Ваша задача научить ребенка радоваться тому, что имеешь и ценить настоящее. Не обсуждайте при нем различные проблемы, научитесь сами радоваться настоящему и почаще делайте акцент на приятных моментах. За ужином, интересуйтесь, что хорошего произошло у каждого и как вы этому радовались. Пусть это будет маленькой традицией, делиться приятными моментами. По началу будет трудно вытягивать из него приятные воспоминания, потом он научиться обращать на них внимание.
Что не надо говорить: «Вечно у тебя все плохо», «Ты опять всем недоволен» от такой «поддержки» ребенку станет еще хуже.Жалобы без тайного смысла, которые нельзя игнорировать: -На здоровье; -На чувство голода; -На жажду; -На желание спать; -На страх.
Комментарии