Как приобщить детей к домашнему труду?
У нас это произошло в несколько этапов. Чтобы нагрузка не была чрезмерной в течение первого учебного месяца или даже первого полугодия, мы начали переходить на новый уровень развития заранее. А именно летом, примерно с начала июля месяца. Это выражалось несколькими способами. 1. Укрепление здоровья: мы всей семьей бегали по утрам вокруг дома, с каждым днем увеличивая по кругу. После пробежки делали зарядку во дворе дома, ежедневно прибавляя количество упражнений. 2. Постепенный переход на новый режим: с каждой неделей мы пытались вставать на час раньше. По плану было научиться просыпаться в 6 часов. Однако к концу августа мы могли вставать в 7.30, 7.40. 3. Введение новой обязанности: мытье посуды по графику дежурств, висящему на кухне на холодильнике, но без принуждения. Заодно повторяли цифры-числа. Конечно, маме часто приходилось доделывать или переделывать, но начало был положено, и сейчас даже семилетний сын умеет пользоваться средством, губкой и хорошо моет посуду. Благодаря этому я узнала своих детей получше, у нас разнообразились способы общения и мы вернули ту близость, которая была потеряна в период посещения детского сада. 4. С началом учебы в сентябре мы все свои силы бросили на освоение подъемов в 6.00 (чтобы спокойно проснуться, пробежать вокруг дома, позавтракать и одеться) и укладывание в постель в 21.00 (чтобы высыпаться). К нам добровольно вернулся дневной сон на сентябрь-октябрь. После сна — ненавязчивое выполнение легких домашних заданий, затем игры и небольшая помощь по дому (помыть посуду). В основном домашняя деятельность без слов пока вернулась ко мне. Однако иногда была возможность научить, например, сына утюжить самому себе рубашки. 5. Следующим этапом было развитие навыков самообслуживания: сын приучался складывать носки сначала в одно место в шкафу, потом смастерили коробочку для них. Но коробочка от ежедневных переодеваний быстро пришла в негодность. Потом взяли две литровых пластиковых бутылки из-под минералки, отрезали верхнюю часть, которая в перевернутом виде стала крышкой: получились две удобных емкости для хранения чистых и грязных носков. 6. Когда разобрались с этим, начали приучаться к ручной стирке своего белья. Для этого дочери и сыну организовали по пакету, куда они могли складывать вещи для стирки, а в конце недели стирать их в тазике с 10-минутным замачиванием в порошке, полосканием и выжиманием. Заодно поговорили о периодах взросления у детей и необходимых гигиенических навыках. Вся информация была жадно выслушана, были заданы интересующие детей вопросы. Поэтому разговор пришелся ко времени и стал важным этапом в подготовке к подростковому возрасту. К концу ноября сын еще стал сам, по своей инициативе, стирать в тазике свои носки вышеописанным способом. Также для самостоятельного отслеживания детьми чистоты своих рубашек и блузок были организованы еще два пакета для грязных вещей, которые в конце недели сдаются маме на стирку. Следующим этапом будет самостоятельная загрузка и стирка в машине или вручную, в зависимости от вещи. 7. Чтобы укрепить самостоятельность, независимость, избежать напоминаний, понуканий, ругани, давления и т. д., мы решили использовать идею школьного еженедельника, который дети, даже не умея читать и писать, могли заполнять сами уже с третьего дня учебы. Для этого мы взяли обычный дневник, назвали его Дневником домашних дел и каждый вечер вместе значками стали прописывать план дел предстоящего дня. Сначала сюда входили и развлечения: например, после обеда и мытья посуды дети планировали себе игру в конструктор. Потом стали появляться и другие дела по инициативе детей, но с маминого посыла о наличии проблемы: 1. Мыть посуду. Сначала решали на выбор, кто в какое время: мама — утром, брат — после обеда, сестра — после ужина. Потом закрепились добровольно обязанности, но путем предварительного обсуждения: мама следит за чистотой пола, сестра отвечает за чистоту стола, печки, раковины в течение дня, брат моет посуду. 2. Играть с младшим братом, пока мама работает или отдыхает. Это поначалу планировала только дочь. Но потом присоединился и сын. И они чередовались в этом деле. Постепенно по мере появления проблем с помощью дневника мы планировали и предвосхищали их возникновение: после школы первым делом нужно поставить обувь в шкаф (рисуем обувь в шкафу), куртку повесить на крючок (рисуем висящую куртку), снять и повесить на плечики форму. При этом показать нужно было всего один раз. Дальше дети перехватывают инициативу. Так в течение полугода мы потихоньку, без сильных потерь перешли на новые виды деятельности: учебную и хозяйственную. Желаем и вам успехов!
Комментарии