Как правильно развивать таланты детей в разном возрасте
Многие взрослые уверены в гениальности собственных детей уже практически с грудного возраста. Некоторые родители начинают задумываться о развитии возможных детских талантов только с появлением в семье первоклассника, потому что уверены: с активным развитием спешить не стоит, чтобы не лишать ребенка полноценного детства с его обычными играми и забавами.
В связи с этим перед родителями неизбежно встают типичные вопросы. Каким же является оптимальный, с точки зрения профессионалов, возраст детей для выявления и развития их творческого потенциала? Что советуют детские психологи? Как действовать, чтобы, с одной стороны, не перегрузить ребенка, а с другой, не упустить время для реализации заложенных природой возможностей?
Надо честно признать, что в этом вопросе у специалистов нет единой точки зрения. Разброс мнений достаточно широк. По оценке детских психологов, начать творческое развитие ребенка можно и в полтора года, и в пять лет. Многое зависит от индивидуальных особенностей малыша и предпочтений семьи.
Почему родители настойчиво ищут таланты своих детей?
Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, кажется очень простым — потому что они любят его и хотят ему счастливого и успешного будущего. Однако во многих ситуациях не все так просто. В стремлении взрослых разглядеть в своих детях массу талантов порой есть серьезная доля эгоизма.
Ребенок, который обладает какими-либо способностями, с большой долей вероятности сможет успешно реализоваться в будущем, занять достойное место в обществе, быть материально обеспеченным. Это означает, что родители смогут рассчитывать на его поддержку (в том числе и финансовую).
Родительский эгоизм часто проявляется и в том, что мамам и папам хочется рассказывать о том, каких успехов достигли их дети, какими талантами отличились, насколько они успешны в учебе или творческих начинаниях. Особенно этим грешат те родители, которые в собственной жизни не достигли желаемых некогда высот. Они испытывают определенное социальное давление, справиться с которым пытаются за счет развития талантов собственного ребенка и публичной демонстрации его успехов.
Преодолеть родительский эгоизм бывает непросто. Однако реальных успехов в творческом развитии ребенка можно достичь только в том случае, если во главу угла ставятся именно его интересы и желания.
Детские психологи при всей разности их подходов к этой проблеме все же советуют родителям не спешить с избыточными нагрузками. К каждому возрасту должен быть свой подход в зависимости от его физиологических и психологических особенностей. Специалисты определили приблизительный график детского развития, которого и стоит придерживаться взрослым.
До двух лет.
В этот период дети только начинают проявлять свои наклонности и предпочтения. Кому-то явно нравится слушать музыку и петь, другие пускаются в пляс при любой возможности, третьих завораживает возможность получить какое-то изображение на листке бумаги. Для родителей это важный сигнал, к которому следует прислушаться.
Три-четыре года.
В этом возрасте рекомендуется начинать постоянные творческие занятия. Естественная детская любознательность в этот период помогает усваивать все новое. Для гармоничного развития ребенка необходимо разнообразить занятия. Должна быть и лепка из пластилина, и рисование, и танцы, и пение, и спортивные игры. Однако, если уже есть какие-то предпочтения, то таким занятиям лучше уделить больше времени.
Пять-шесть лет.
Это период активной подготовки к школе. Как правило, в это время основное внимание уделяется общему развитию. Однако следует поддержать инициативу ребенка, если он проявит желание посещать какой-то кружок или секцию. Так малыш учится самостоятельности и дисциплине.
Семь-восемь лет.
Дети проходят этап адаптации к школе, и, если она успешна, у них появляется уже осознанное желание заниматься определенным видом творчества или спорта. Взрослым не стоит расстраиваться, если ребенок сменит несколько кружков за год. Значит, он еще в поиске, не стоит ему препятствовать.
До 14-ти лет.
В переходном возрасте детей отличает активное формирование основ характера: они стремятся проявить самостоятельность во всем. Это касается и развития творческих интересов. Присущее данному этапу бунтарство может привести к тому, что подросток вдруг откажется от любимого занятия. Задача взрослых — не позволить психологическим проблемам переходного возраста повлиять на будущее ребенка.
Каким бы ни был возраст детей, психологи дают ряд общих рекомендаций, которые будут способствовать развитию у них творческих и иных способностей.
Поощрение интересов ребенка. Если ему нравится танцевать, отведите его в соответствующий кружок. Если девочка в восторге от восточных единоборств, отправьте ее в спортивную секцию. Не препятствуйте детским увлечениям.
Отказ от навязывания своей позиции. Развитие ребенка будет более гармоничным и успешным, если он будет делать то, что нравится ему, а не его маме или папе. Не старайтесь реализовать в ребенке свои собственные несбывшиеся мечты.
Возможность заняться любимым увлечением. Родители должны обеспечить ребенку все необходимое для его занятий (если это, конечно, соответствует их материальным возможностям). Но если он хочет, скажем, рисовать, нельзя отказывать ему в покупке карандашей и красок. Дети полностью зависят от взрослых в финансовом плане, нельзя манипулировать ими при помощи денег.
Отказ от критики, тем более необоснованной. Необходимо поддержать добрым словом любые усилия ребенка, даже если он не завоевал призов в танцевальном конкурсе или не стал чемпионом.
Отказ от сравнения своего ребенка с другими детьми и указаний на то, что кто-то добился больших успехов. Это может отбить у малыша всякое желание заниматься танцами, рисованием или спортом.
Контроль занятий ребенка. Он необходим, поскольку в любой момент может возникнуть конфликт с тренером, руководителем кружка, другими ребятами. Такое недопонимание всегда легче преодолеть, когда у ребенка налажен тесный контакт с родителями.
Впрочем, главное правило остается неизменным при любых занятиях — творческих, спортивных, учебных. И оно гласит: просто будьте внимательны к своему ребенку.
Комментарии