Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?
Небольшой эксперимент
Спросите — и школьник, даже подготовишка вам верно и бойко ответит на вопросы «Что будешь делать, если в двери стучатся, а ты дома один… Если незнакомый тебе человек предложит прокатить тебя на машине… Угостит конфетой… Cкажет, что там, за углом, тебя ожидает мама… Разрешит погладить свою собаку, а потом предложит прогуляться и с ней поиграть…». И вы будете пребывать в полной уверенности: «Ну, уж мой-то знает, как себя повести».
Увы, мы вас разочаруем. Между словом и делом у ребёнка большой промежуток. Он может в теории прекрасно знать, что такое опасность и как следует поступать, а на практике — не использовать свои знания. Почему? Потому что так устроена детская голова. Когда появляется что-либо интересное, новое, необычное, да и просто какой-либо соблазн, детка может легко повестись на него. Попробуйте, например, своего знакомого, голос которого ребёнок не знает, попросить позвонить вам домой, завести с сыном или дочкой беседу и постараться выведать, один ли он дома и когда вернутся родители. Выложит подчистую, а заодно, вполне вероятно, и домашний адрес свой сообщит. А ведь, верно, не раз вы говорили, что нельзя незнакомцам докладывать ни про то, что «дома нет никого», ни про то, где проживаешь.
Чему бы вы ни обучали ребёнка — сказать (и даже сто раз повторить) — этого мало! Тактика обучения должна быть другая — с учётом особенностей мышления и интересов наших детей! Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлексов!
Фактически, они должны стать привычкой так-то и так-то себя вести. Вот тогда ребёнок не растеряется, только тогда он в настораживающей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и постоять за себя.
Как добиться выполнения правил?
Начинайте как можно раньше. То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. Чем и необходимо воспользоваться Например, в очередной раз вы рассказываете малышу сказку про шустрого Колобка — и неназойливо комментируете «колобковское» поведение: «Ой-яй, Колобок, ты зачем один убежал из дома…». Такие короткие вставочки концентрируют внимание малыша на том, что может случиться, если… Если ты остался один («Гуси — лебеди»), если нарушишь строгий запрет («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), если встретишься с незнакомцем и с ним поведёшь разговор («Глиняный парень»), если, поддавшись на соблазн, высунешься в окошко («Кот, петух и лиса»).
Конечно, использовать стоит не только детские сказки. Просто всегда, когда детка сталкивается (в сказке, в игре или в жизни реальной) с неожиданной/опасной для него ситуацией, делаете акцент на том, в чём же опасность и как можно её избежать.
Таким незатейливым способом вы закладываете основы и готовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. И вот что при этом важно учитывать. Детям, особенно маленьким детям, трудно представить себя на месте кого-то другого. Им нужно — обязательно нужно! — прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытно и… чуточку страшно: а вдруг это случилось со мной?Атмосферу любопытства и соучастия создаёт ребёнку игра.
Обучайте, играя
Так, например, те же сказки можно не только читать да рассказывать, но ещё и разыгрывать мини-спектакли. Взяли две-три подходящих игрушки — и разыграли короткую сценку как, например, обманула лиса мужика. А можно и просто придумывать маленькие сюжеты.
«Как Зайка неправильно дорогу переходил», «Как одна девочка села в чужую машину и она увезла её неизвестно куда», «Как в кабинке лифта большой волк чуть Киску не съел».
«По тротуару, у самого краешка, шла кукла Маша, а мимо, по шоссе, проезжало много машин, и вдруг одна машина остановилась — и „цап-царап“ — Маша оказалась внутри, и её увезли…».
Разыграли — поговорили, а потом поискали вместе выход — что надо сделать, «как правильно поступить, чтобы в беду не попасть»? («Где надо было идти кукле Маше, чтоб из машины её не могли схватить?»). И обязательно закрепляйте на практике то, во что вы играли.
Конечно, палку не следует перегибать. Нам ведь надо не перепугать ребёнка, а — насторожить, настроить на то, чтобы он сам привыкал заботиться о собственной безопасности.
Повторяйте и закрепляйте. Обучать малыша нетрудно. На это даже времени особенного не потребуется. Просто используйте подходящие ситуации.Например, Идёте по тротуару и спрашиваете: «Как ты думаешь, почему мы идём не у самого краешка?». Ребёнок должен сказать, что, во-первых, потому что опасно: машины проходят слишком близко, и, во-вторых, пояснить, в чём именно эта опасность для него заключается.
Ребёнок должен сызмальства уметь сказать твёрдое «нет», должен уметь закричать, убежать, обратиться к кому-то за помощью. Многие дети стесняются или теряются, и чтобы этого не произошло, заранее тренируйтесь — вовлекайте, играя, ребёнка в активное действие. «Кто громче крикнет», «Как удрать от злодея», «Отыщи для себя помощников». Не важно, как вы назовёте подобные игры, главное — оттачивать нужные навыки, доводить их буквально до автоматизма.
Помогайте приобретать собственный опыт
Мы с вами знаем, чем опасен весенний лёд на пруду. А ребёнку мало узнать — ему надо в этом ещё убедиться. Подошли, взяли камень, бросили в пруд — путь ребёнок увидит, как проломится лёд, как разбегаются трещины во все стороны, как тонет брошенный камень…
Конечно, об опасностях можно и просто поговорить, но вместе в практическим действием любая информация крепче запоминается!Можно сто раз повторить дошколёнку: «Не узнав, кто за дверью находится, её открывать нельзя». Но этого мало! Нужный навык приобретается и закрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаётся звонок. «Кто к нам пришёл?», — спрашиваете ребёнка и предлагаете ему самому подойти, посмотреть в глазок, спросить «Кто там?» (и так далее). А в следующий раз — пусть действует уже без подсказки. А вы наблюдаете, и выясняете, что запомнил малыш, а что — ещё нет, и в чём ещё нужно ему потренироваться, чтобы чётко усвоилось необходимое правило.
Но имейте в виду: детям быстро надоедает однообразие, им становится скучно и они «отключаются». И — не усваивают информацию, которую хотим до них донести. Поэтому…
Обучайте разными способами. Чем их больше — тем лучше
Например, вы проходите тему «Почему нельзя уходить со двора… Вступать в разговор с незнакомцами» или «Что делать, если кто-то ломится в дверь» или «Как по телефону вызвать пожарных, полицию». Поиграть (проиграть ситуацию), побеседовать, обсудить подходящую сценку из фильма, нарисовать, придумать стишок, сделать плакат и повесить на видном месте, устроить соревнование, дать задание и проверить, как он выполняет его.
Обязательно проверяйте на практике — он сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал!
Обучая разными способами, вы убиваете сразу двух зайцев. «Заяц» первый: ребёнку не скучно, «заяц» второй: нужные навыки в процессе повтора и тренировок доводятся до автоматизма.
Правила — соблюдайте!
Мы имеем в виду: когда говорите с ребёнком о правилах безопасности, пусть ваше слово не расходится с делом — с тем, как вы поступаете.
Дети учатся путём подражания — как обезьянки, они подспудно запоминают и повторяют то, что делаем мы. Если вы, например, регулярно перебегаете вместе с ребёнком дорогу в неположенном месте? Считайте, что вы на блюдечке поднесли ему разрешения игнорировать дорожные правила. И он это будет делать, нет, не сейчас, а когда подрастёт…
Подавайте детям пример предусмотрительности, осторожности — и это тоже станет примером для подражания. Не назидательно, а так, в подходящий момент. «Сейчас так рано темнеет, — рассуждает мудрая мама, — не пойдём по тёмному скверику, пойдём по дороге, там горят фонари». Вроде брошена фраза случайно, но случай за случаем, случай за случаем… Вот и отложится в голове.Порою бывают моменты, когда ребёнку что-то запрещено, а взрослому то же самое разрешается. Что делать тогда?
Объясняйте и побуждайте задавать вам вопросы
Вызвали лифт, открываются двери, а там — длинноногий подросток. Папа входит вместе с ребёнком. И у детки, вполне вероятно, в голове возникает вопрос: «Вот, папа спокойно едет вместе с каким-то там дядькой…». А если не крутится — всё равно, ваше «нарушение правил» может ему запомниться. Поэтому, раз уж случается нам делать то, что не положено делать ребёнку, — объясняйте ему, почему вы поступаете именно так, а не иначе. («Я высокий и сильный, если что — я смогу с незнакомцем справиться…»).
Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия — те самые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, вы говорите так, например: «Нет, мы не будем прятаться под этим высоким деревом: во время грозы это опасно», — и объясняете, почему. «И под аркой не будем прятаться — там темно, место совсем незнакомое… Добежим вон до того магазина, там много людей…»
Впрочем, полезно и по-другому: не выдавать «голую» информацию, а втянуть ребёнка в беседу. Задавать вопросы — пусть думает человек. Сам процесс «думания» уже помогает запомнить нужные факты более прочно.
Ещё лучше — побуждать малыша к тому, чтобы он сам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит — ему интересно, значит, новая информация оставит в памяти след.Не критикуйте. Ребёнок должен вам доверять, только тогда вы сможете быть в курсе событий и в случае необходимости — вмешаться, помочь.Особенно это касается наших подросших детей — мы слишком часто их осуждаем; и они затаиваются, и правды нам не говорят. А надо бы не осуждать, а рассуждать! Анализировать ситуацию. «Хорошо. Ты прошёл по тёмному скверику. Давай подумаем, что могло бы случиться…». И проводите примеры — примеры из жизни, из книг, из журналов, газет, из Интернета… И это уже будет не голое морализирование, а доказательное объяснение.Дети живут в «сейчас», наша умная тактика учит их видеть причину (что правильно, а что не правильно) и задуматься о последствиях.
Комментарии