Как помочь ребенку вовремя научиться ползать
Когда ребенок учится ползать, родители радуются этому больше, чем он сам. Умение ползать – важный показатель развития ребенка, поскольку оно является первым шагом к его мобильности. Ползая, младенцы исследуют и познают окружающий мир.
Но не все дети учатся ползать в одном и том же возрасте. Рассмотрим подробнее, как дети учатся ползать и как родители могут помочь им в этом.
Когда дети начинают ползать
В среднем ребенок начинает ползать в возрасте девяти месяцев. Но в то же время некоторые дети развивают этот навык уже в семь месяцев, а некоторые – только к году. Так или иначе, ребенок не обретает этот навык в один момент. Учась ползать, ребенок проходит несколько этапов.
Как дети учатся ползать
Ползание – постепенный процесс, состоящий из нескольких этапов:
1. Ребенок держит голову (2 месяца). Первый шаг ребенка к тому, чтобы научиться ползать, – умение держать голову, лежа на животе. Это умение развивается у малыша примерно в 2 месяца, когда мышцы его шеи становятся настолько сильными, чтобы поддерживать голову.
2. Ребенок приподнимается на локтях (4 месяца). Когда ребенок умеет держать голову, он начинает использовать руки. Лежа на животе, он приподнимается на локтях, чтобы поддерживать верхнюю часть туловища.
3. Ребенок поддерживает туловище (6 месяцев). В шесть месяцев ребенок может приподниматься и становиться на четвереньки. Положение его тела практически готово к ползанию. В шесть месяцев ребенок также умеет сидеть и перекатываться с живота на спину и обратно.
4. Ползание на руках (8 месяцев). В этом возрасте ребенок ползает, используя силу рук, при этом не задействуя туловище и ноги. Этот этап означает, что ребенок уже полностью готов ползать.
5. Ползание (9 месяцев). Ребенок обладает достаточной силой мышц и ловкостью, чтобы ползать, используя для этого все 4 конечности.
Все дети ползают по-разному. Существует несколько способов ползания, каждый из которых основывается на уникальных техниках.
Способы ползания у детей
Ребенок может постоянно придерживаться одного и того же стиля ползания или менять их со временем.
1. «Перекрестное ползание»
Распространенный среди детей способ, при котором ребенок удерживает вес тела на руке и противоположном колене, затем одновременно меняет руку и колено, двигаясь вперед. Этот стиль также называется классическим.
2. «Медвежонок»
Этот способ похож на предыдущий, за исключением одной особенности: ребенок опирается не на колени, а на ступни. Его движения напоминают ходьбу медведя.
3. «Краб»
Способ, похожий на перекрестное ползание. Его особенность в том, что ребенок двигается задом наперед или в сторону.
4. «Маленький разведчик»
Ребенок лежит животом на полу. Он ползет, отталкиваясь рукой и противоположной ногой. Такой способ ползания напоминает способ, которому учат ползать солдат в армии, чтобы они оставались незаметными. Этот способ также называется «ползание на животе».
Другие способы ползания
Дети могут использовать другие способы, которые нельзя назвать ползанием в общепринятом понимании:
«Самокат». Ребенок садится на пол и отталкивается руками, тем самым передвигаясь вперед.
«Перекатывание». Ребенок просто перекатывается, чтобы добраться из одного места в другое.
Эти два метода могут показаться неправдоподобными или даже комичными, но детские врачи во всем мире рассматривают их как нормальные способы ползания.
Можно ли считать полноценным ползанием ползание на груди?
Некоторые родители слышали о так называемом ползании на груди. Это нельзя назвать ползанием в общепринятом смысле этого слова. Новорожденный ребенок делает медленные движения по направлению к материнской груди, когда его кладут на грудь или живот матери. Это не разновидность ползания, а просто раннее проявление ползательного рефлекса. Это движение инстинктивно, так ребенок ищет материнскую грудь, чтобы инициировать кормление. Поскольку ребенок совершает такое движение сразу после рождения, его еще называют «ползанием новорожденного».
Ползание – важный показатель развития ребенка, и родители могут помочь ему развить этот навык.
Как помочь ребенку научиться ползать?
Занимаясь с ребенком дома, можно мотивировать его ползать. Рассмотрим несколько советов, как это сделать:
ежедневно выделяйте время на занятия с ребенком. Кладите его на живот: это занятие приносит множество преимуществ: укрепляет все группы мышц, подготавливая организм ребенка к ползанию и более сложным движениям. Педиатры рекомендуют уделять такому занятию ежедневно 2–3 раза по 5 минут. Время таких занятий следует увеличивать по мере того, как ребенок растет;
поощряйте любопытство ребенка, мотивируйте его исследовать объекты окружающего мира. Это может привести к развитию навыков моторики. Разместите различные предметы вокруг ребенка и позвольте ему доползти до них. Интерес будет подталкивать ребенка ползать;
позволяйте ребенку сидеть. Сидение укрепляет мышцы его спины. С шестимесячного возраста садите ребенка и позволяйте ему оставаться в таком положении несколько минут. Повторяйте такое занятие каждый день;
ползание на руках также очень важно для ребенка. Вам оно может показаться неуклюжим, но оно помогает ребенку научиться необходимым движениям и создать основу для полноценного ползания;
сделайте ползание интересным для ребенка, когда он уже научится ползать. Например, спрячьте игрушку и предложите ребенку найти ее. Если ребенок не сможет найти игрушку, обнимите его, подбодрите и предложите вернуться к поиску.
Упражнения для развития ползания
Также развить у ребенка навыки ползания можно и с помощью определенных занятий. Каждое такое занятие развивает навыки, лежащие в основе ползания, мотивируя ребенка начать ползать.
1. «Что это?»
Возраст: 2 месяца.
Что развивает: умение ребенка держать голову.
Как выполнять?
1. Положите ребенка на живот, сядьте напротив него, возьмите в руки его любимую игрушку или погремушку.
2. Привлеките внимание ребенка игрушкой. Он поднимет голову, чтобы посмотреть, какой предмет вы ему показываете.
3. Передвиньте игрушку так, чтобы она пропала из поля зрения ребенка. Двухмесячные дети следят за передвижениями предметов, которые их заинтересовали, поворачивая голову.
4. Передвижение игрушки помогает укреплять мышцы шеи ребенка.
2. «Достань игрушку»
Возраст: 4 месяца.
Что развивает: умение ребенка приподниматься на локтях.
Как выполнять?
1. Положите ребенка на живот и разложите вокруг него несколько игрушек. Игрушки должны быть вне его досягаемости.
2. Предложите ребенку собрать игрушки. Когда ребенок лежит на животе, он опирается на один локоть, чтобы другой рукой достать игрушку. Это помогает укрепить мышцы рук, чтобы лучше удерживать вес тела.
3. Раскладывайте игрушки возле обеих рук, чтобы ребенок учился удерживать вес тела на обеих руках.
3. «Ползание с посторонней помощью»
Возраст: 6 месяцев
Что развивает: умение ребенка удерживать свой вес.
Как выполнять?
1. В шестимесячном возрасте ребенок уже обычно может удерживать вес тела на четырех конечностях, а это значит, что он может принимать позицию, необходимую для ползания. Поставьте ребенка на четвереньки. Возьмите сухое полотенце, сверните его в веревку и оберните ее вокруг груди ребенка. Аккуратно придерживайте концы полотенца, поддерживая ребенка.
2. Полотенце помогает ребенку дольше оставаться на четвереньках, укрепляет мышцы его ног и рук.
3. Положите рядом с ребенком его любимые игрушки, чтобы он мог играть, стоя на четвереньках. Сначала удерживайте его в таком положении на протяжении 3–5 минут, постепенно увеличивайте время.
4. «Следуй за движущейся игрушкой»
Возраст: 8 месяцев
Что развивает: навыки ползания на руках.
Как выполнять?
1. Привяжите к игрушечной машинке веревочку и поставьте ее перед ребенком, который лежит на животе.
2. Потянув за веревочку, передвигайте машинку. Это заинтересует ребенка.
3. Ребенок поползет за машинкой, чтобы взять ее. Играйте в эту игру регулярно, пока ребенок не научится полноценно ползать.
5. «Проползи через тоннель»
Возраст: 9 месяцев
Что развивает: навыки ползания.
Как выполнять?
1. Купите игрушечный тоннель из ткани. Убедитесь, что он достаточно широкий, чтобы через него мог пролезть ребенок.
2. В конце тоннеля расставьте несколько игрушек.
3. Покажите игрушки ребенку и предложите ему проползти до конца тоннеля, чтобы достать их.
4. Повторите это действие несколько раз. Можно попросить супруга, чтобы он стоял в конце тоннеля и звал ребенка.
Регулярно выполняйте вместе с ребенком данные упражнения – так вы поможете ему развить навыки ползания.
Преимущества ползания
Ползание имеет множество преимуществ для ребенка:
ползание укрепляет мышцы. Поскольку ребенку нужно прилагать силу, чтобы двигаться, его мышцы укрепляются. Ползание укрепляет мышцы плеч, рук, спины, живота и ног;
ползание улучшает осанку и развивает навык держать равновесие. Когда у ребенка укрепляются мышцы, у него улучшается осанка. Родители часто замечают, что, когда ребенок начинает ползать, он лучше удерживает равновесие;
ползание делает суставы более подвижными. Все суставы – от позвоночника до колен и запястий – становятся более гибкими и подвижными;
ползание развивает мозг ребенка. Ползая, ребенок изучает окружающий мир. Это улучшает функции нейронов и развивает мозг ребенка;
ползание развивает зрение. Ползая, ребенок использует зрение, чтобы ориентироваться в пространстве. Это развивает зрительно-двигательную координацию ребенка. Таким образом, ползание развивает зрение, в частности, стереоскопическое;
ползание улучшает телосложение ребенка. Когда ребенок переносит вес своего тела на руки, у него формируется мускулатура рук. Развитые руки способствуют тому, что ребенок лучше выполняет определенные функции (например, хватательную).
Стремление ребенка исследовать окружающий мир может подтолкнуть ребенка выйти за рамки дозволенного. Поэтому родители должны не только помогать ребенку научиться ползать, но и присматривать за ним и обеспечивать его безопасность.
Как сделать ползание безопасным для ребенка
Родители могут уберечь ребенка от травм, следуя таким простым советам:
в первое время кладите его на мягкие поверхности. Когда ребенок только начинает ползать, кладите его на мягкие поверхности (например, на диван с подушками). Это поможет избежать падений и травм;
сделайте свой дом безопасным для ребенка. Начните с того, что установите барьеры на всех ступеньках и лестницах, которые есть в доме. Убедитесь, что все полки, вешалки и навесные шкафчики в доме прикреплены достаточно крепко и не могут упасть на ребенка. Прикрепите полоски набивочного материала на углы мебели, чтобы ребенок не ударился. Все электрические шнуры, кабели и розетки должны быть недоступными для него;
купите ребенку кроватку с высокими бортиками. Ребенок должен всегда спать в кроватке с высокими перилами и бортиками, чтобы не выпасть из нее. Если вы покупаете ребенку манеж, также проследите за тем, чтобы по его бокам была натянута сетка. Родители часто жалуются на то, что ребенок выползает из кроватки, особенно, когда у него развиваются навыки ползания. Поэтому, даже когда ребенок спит вместе с вами, лучше всего класть его в детскую кроватку с высокими бортиками;
не оставляйте ребенка без присмотра. Даже если вы придерживаетесь всех мер безопасности, никогда не оставляйте ребенка без присмотра. Ползая, ребенок может случайно выползти в открытые двери. Будьте всегда начеку – это лучший способ избежать всевозможный происшествий.
Если ребенок не научился ползать
Когда ребенок учится ползать, главное – его безопасность. Но иногда дети не умеют ползать в то время, как их сверстники уже развили этот навык. Если это случилось с вашим ребенком, не паникуйте.
Чтобы научиться ползать, некоторым детям требуется больше времени, чем остальным. Дети учатся ползать не ранее, чем в 6 месяцев, обычно – в период от 6 месяцев до года. Каждый ребенок развивается в своем уникальном темпе и, если он не научился ползать, но в остальном его развитие проходит нормально, нет повода для паники. Запаситесь терпением и выполняйте упражнения, рассмотренные выше.
Дети, рожденные преждевременно, могут научиться ползать позже. У преждевременно рожденных детей могут возникать задержки в развитии по сравнению с их сверстниками. Регулярно проходите обследования у педиатра, чтобы понимать, в каком темпе развивается ребенок.
Инфекции, полученные ребенком при рождении, могут замедлять его развитие. Если новорожденный подвержен каким-либо заболеваниям, это может повлиять на различные показатели его развития. Например, такое заболевание дыхательных путей, как бронхолегочная дисплазия, влияет на осанку ребенка. В частности, он не может самостоятельно сидеть. Впоследствии из-за этого ребенок не может научиться ползать.
Неврологические проблемы мешают ребенку вовремя научиться ползать. Неврологичекие заболевания, имеющие генетическую природу (например, аутизм, ДЦП, синдром Дауна, синдром Ретта и т. д.), могут приводить к тому, что ребенок не учится вовремя ползать. У большинства детей симптомы таких заболеваний обнаруживаются в результате медосмотра.
Таким образом, для родителей чрезвычайно важно вовремя распознавать малейшие признаки задержек в развитии ребенка. Рассмотрим их подробнее.
Симптомы задержек в развитии ребенка
2 месяца. Ребенок не может держать голову, когда его кладут на живот.
4 месяца. Ребенок не может держать равновесие и поднести руки ко рту.
6 месяцев. Ребенок не может перекатываться, его мышцы неэластичные.
9 месяцев. Ребенок не может самостоятельно сесть.
Если вы обнаружили один из вышеперечисленных симптомов у своего ребенка, обратитесь к педиатру. Однако если ребенок не начинает вовремя ползать, причина этого не всегда заключается в задержке развития. Иногда ребенок сразу начинает ходить, минуя стадию ползания.
Могут ли дети ходить, не научившись ползать?
Некоторые дети могут сразу встать на ноги и начать ходить, так и не научившись ползать. При этом родителям необходимо помнить следующее:
Такие случаи встречаются нечасто. Ребенок не может удерживать вес своего тела на ногах, если он никогда не удерживал его на коленях. Довольно редко встречаются случаи, когда ребенок пропускает стадию ползания. Исследования показали, что подавляющее большинство детей, которые рано начали ходить, некоторое время до этого ползали. Переход от ползания к хождению – естественный процесс развития ребенка.
Эксперты считают, что отсутствие стадии ползания в развитии ребенка имеет побочные эффекты. В частности, распространено мнение, что у детей, которые сразу начинают ходить, пропуская стадию ползания, хуже развита зрительно-двигательная координация и недостаточно развиты мышцы. Тем не менее, такие эффекты проявляются довольно редко.
Тем не менее, если ребенок сразу начинает ходить, – это нормально. Несмотря на тревогу родителей по поводу того, что их ребенок не научился ползать, эксперты считают, что это вполне нормально. Дети, которые развиваются быстрее, чем остальные, могут ползать в течение короткого периода времени (например, в течение месяца), а затем сразу начать ходить. И в этом нет ничего страшного. Согласно статистике, в начале ХХ века около 40 % детей начинали ходить, минуя стадию ползания. Это было связано с тем, что общепринятая в те времена одежда младенцев сковывала движения ног и не давала им ползать. При этом дети вырастали без отклонений в развитии.
Ползание является важным показателем развития ребенка, поскольку формирует основу для развития более сложных движений в будущем. Обычно дети начинают ползать в 9 месяцев, но могут развивать этот навык раньше или позже, или вообще пропускают такую стадию развития, сразу начиная ходить. В любом случае лучше всего позволить ребенку развиваться в естественном для него темпе. Однако при этом следует быть внимательными к возможным задержкам развития ребенка и в случае необходимости обратиться к педиатру.
Комментарии