Как помочь ребенку включиться в учебу после каникул
В начале очередного учебного года, ребенок часто испытывает тот же стресс, что и взрослый, просыпающийся в понедельник на работу: хочется продлить отдых, и мысль о новой рабочей неделе вгоняет в депрессию. Если ребенок не справляется со школьной нагрузкой, то без помощи семьи ему не обойтись. Именно семья может обеспечить ребенку душевный комфорт, который впоследствии отразится и на школьных результатах.
Если, помимо психологических трудностей в школе, он и дома будет сталкиваться с негативной реакцией на свои неудачи, то, в конце концов, уже одно только ожидание этой реакции приведет к нервному расстройству и подавленности. Вместо того чтобы сосредоточиться на продуктивном решении школьных проблем, ребенок будет переживать, что на него накричат дома, что родители опять расстроятся. Самостоятельно выбраться из этой ситуации ребенок не может, поэтому лучше постараться не допустить такого развития событий. Родители должны дать ребенку понять, что они его любят и ценят, какими бы ни были его оценки в школе.
Существует несколько общих правил, которые помогут обеспечить ребенку психологический комфорт. Прежде всего, нужно создать в семье доверительную обстановку, чтобы ребенок всегда мог обсудить с вами свои школьные проблемы. Для успеха таких обсуждений важно соблюдать несколько условий:
1. Нельзя начинать откровенный разговор сразу после того, как на ребенка нажаловались, особенно если он при этом присутствовал.
2. Говорите с ребенком наедине, не выносите его проблемы на обсуждение всей семьи.
3. Приступать к разговору можно, если вы видите, что ребенок готов делиться своими переживаниями с вами и настроен на диалог (ни в коем случае его нельзя принуждать делать это).
4. Обсуждая вопрос, встаньте на сторону ребенка, покажите ему, что вы готовы его поддерживать: «мы» решаем эту проблему вместе, а не «ты» должен что-то делать. Не занимайте позицию обвинителя и не требуйте от него достижений.
Общаясь с ребенком, не удивляйтесь, если вы узнаете в нем себя и свои же проблемы. Ваш «синдром понедельника» растянулся для него на весь сентябрь. Этого можно избежать или хотя бы смягчить такой эффект от учебы, если начать заранее настраивать ребенка на учебный режим. Например, за пару недель до школы скорректировать его режим дня, не позволять валяться в постели до обеда, возможно, повторить с ним что-нибудь из школьного материала. Если родители упустили момент, то перестройка с отдыха на учебу будет проходить сложнее, и им придется затратить больше своих усилий и времени, чтобы вернуть ребенка в нужное русло.
Делать ли домашнюю работу за ребенка?
Конечно, самый легкий путь со стороны родителя – это просто помогать ребенку с домашней работой, а то и делать ее за него, чтобы облегчить ему жизнь. Результат предсказуем: ребенок разучится быть самостоятельным, и в дальнейшем все только усугубится. Надо создавать ребенку комфортные условия для работы самому, а не для отдыха через перекладывание проблем на других.
Помимо нелегкого втягивания в учебный процесс, начало учебного года порождает еще одну проблему. Допустим, раньше ребенок уделял недостаточно внимания учебе, и результаты его не устраивали. Новый год было запланировано начать с новым подходом: взяться за учебу, зарабатывать пятерки и т. д. Но уже сложившийся имидж неудачника и разгильдяя становится «тормозом» на пути к улучшению. Школьное общество инертно, роли в классе давно устоялись, ребенка продолжают воспринимать как троечника и учителя, и одноклассники. В таких условиях даже самые благие побуждения быстро «сдуются», и все пойдет по-прежнему, а семья уже ждет успехов в учебе. Как родители могут помочь в этой ситуации?
Можно и нужно обратиться к учителям, объяснить им ситуацию и попросить поддержать ребенка. В отношении одноклассников это сделать сложнее, но не обязательно действовать напрямую. Вы можете устроить для детей домашний праздник или поговорить сначала с близкими друзьями вашего ребенка и через них воздействовать на восприятие остального класса.
Какие бы усилия вы не прилагали, не стоит ждать немедленных результатов. Ребенок должен сперва поверить в свои возможности, а вы можете этому поспособствовать следующим образом:
1. Оценивая ребенка, не сравнивайте его с другими, сосредоточьтесь только на его собственных достижениях. Не надо соотносить его результаты с требованиями программы, оценками отличников, обращайте внимание только на его собственный прогресс по отношению к прошлому.
2. Искренне хвалите его. Всегда можно найти хоть маленький, но повод для одобрения. Любой успех ребенка должен быть высоко оценен, и это необязательно будет успех в учебе. Обращайте внимание на то, что у ребенка получается хорошо: будь то, например, рисование или помощь по дому. От этой области, в которой он чувствует себя успешным, нужно отталкиваться в дальнейшем, внушая ему, что, раз он научился делать это хорошо, остальному тоже сможет научиться.
3. Что касается больного вопроса школьных оценок, то, если там похвалить нечего, лучше его и не затрагивать. Настройтесь, что эту тему придется долго обходить стороной. Вместо того чтобы порицать ребенка за плохие оценки или отсутствие улучшений и демонстрировать свое беспокойство, сосредоточьте ваше внимание на других аспектах школьной жизни: взаимоотношениях в классе, школьных событиях – на том, что не связано с его неудачами, кроме того, больше обсуждайте ту деятельность, в которой ребенок достиг успеха. Если вы сделаете ее важной и значимой, а проблемные сферы, разговор о которых для ребенка неприятен, наоборот, несколько обесцените, это даст ребенку возможность самоутвердиться, обрести уверенность в себе. Как результат, снизится тревожность ребенка, он успокоится, ему не нужно будет опасаться негативной реакции родителей, а если учеба перестает быть источником стресса, то она становится более продуктивной, понемногу начнут появляться положительные результаты.
Таким образом, если ребенок плохо учится, и все записали его в неудачники, родителям нужно сосредоточиться на том, что у него получается хорошо, даже если эта деятельность никак не связана с учебной. Достигая успеха в одной сфере, ребенок сможет улучшить самооценку, поверить в свои силы, что положительно скажется на его подходе к учебе. Если акцентировать внимание на неудачах, ждать немедленного исправления оценок, это будет способствовать только нарастанию стресса и не приведет к нужному результату.
Комментарии