Как помочь ребенку выбрать будущую профессию? как выбрать профессию
Дети растут, а с ними растут и их требования к будущей профессии; выбор становится уже более осознанным, однако вместе с пониманием всей серьёзности принятия решения появляются тревоги и опасения. И именно в этот период подросткам так нужна поддержка и помощь родителей. Ведь сложнее всего для ребёнка – именно определиться с выбором: кем стать?
Взрослые с высоты своего опыта и «уже набитых шишек» могут помочь правильно определить склонности ребёнка к различным профессиям, а также его слабые и сильные стороны как личности. Одобрение и поддержка со стороны взрослого помогут также подростку стать более уверенным в себе, а, значит, и добавят целеустремленности.
Нередко дети и их родители неверно подходят к выбору будущей специальности. Давайте посмотрим на эти ошибки со стороны и не будем допускать их сами.
Подросток: «Любимая подруга Ира поступает на архитектора – я тоже пойду с ней. Нам же нравится одно и то же, да и вместе будет веселее».
Выбор «за кампанию» – ошибка № 1.
Все люди разные; способности, наклонности, перспективы у всех тоже разнятся. Профессия должна подбираться исключительно «под себя».
Подросток: «Сейчас престижно быть юристом; я тоже пойду на юридический. Да и будущая зарплата неплохая».
Выбор профессии «по престижности» – ошибка № 2.
При таком выборе можно в будущем просто не найти место работы (как правило, престижное – очень распространённое), и, что самое ужасное, если выбранная профессия не подходит ребёнку по темпераменту, она будет ему не интересна, а, значит, и отяготительна.
Подросток: «Моя бабушка – медик. Это у нас семейное. К тому же мама говорит, что эта профессия – самая полезная для родных и близких. Буду медиком!».
Выбор родителей – ошибка № 3.
Если мама говорит, что это – лучшая из будущих профессий, то почему же она сама не стала врачом?! Нереализованные собственные мечты или, что еще хуже, необходимость определения профессии по «наследственности» – не самый удачный выбор. У вашего ребёнка есть своё «Я», свои желания и свои способности. Это и должно учитываться в первую очередь.
Подросток: «В школе мне больше всего нравится литература, и я хорошо пишу сочинения. Пойду на журналистику».
Выбор «по предмету в школе» – ошибка № 4.
Любая из профессий – это не только профилирующий предмет, это и условия работы, сфера деятельности и другое. Журналист, например, должен быть по своей природе коммуникабелен, он должен вызывать доверие во взаимоотношениях. К тому же, сама работа часто предполагает командировки. А если у вас достаточно замкнутый ребёнок, не любящий перемен и активных событий, то, возможно, с этими способностями ему лучше выбрать профессию цензора или корректора. Учитывайте все тонкости будущей специальности.
На самом деле, чтобы сделать правильный выбор будущей профессии, достаточно трезво и с умом оценить три параметра:
чего ХОЧЕТ ребёнок? (какие профессии ему нравятся? чем бы ему хотелось заниматься каждый день?);
что он реально МОЖЕТ? (требования к выполнению каждой профессии);
что НУЖНО? (реальность поиска определённой работы, в каких ВУЗах её можно получить?).
А дальше сын или дочь вместе с вами (а не наоборот) выбирают несколько вариантов будущей профессии, по каждому из них определяют достоинства и недостатки. И как только ваш ребёнок решил, кем стать, можно смело подбирать учебные заведения, готовится к экзаменам или собеседованию и поступать.
Это нелёгкий период в жизни вашего ребёнка. Поддержите его. Объясните, что выбор профессии – очень важен, однако, многие из нас, уже даже будучи достаточно взрослыми, меняют её в течение жизни по разным на то причинам. И это не говорит об их неудачном выборе в молодости; это может свидетельствовать лишь о глубоком стремлении человека по максимуму реализовать себя и свои способности. Выбор профессии после школы отражает интересы и потребности ребёнка именно на этом этапе. Но никто не знает, что будет через 10 или 20 лет. Поддержите в ребёнке инициативу и научите главному: умению в любых обстоятельствах делать выгодный для себя выбор.
Комментарии