Как помочь ребенку в школе
Как помочь ребенку быть успешным в школе, расскажет статья Passion.ru.
Некоторые родители предпочитают под видом помощи ребенку делать за него домашние задания. Им кажется, что так проще – чадо наверняка получит хорошую оценку и над ним не нужно стоять с палкой, чтобы он сделал все самостоятельно и правильно. Может, оно, конечно, и легче, однако это не содействие, а вред, который имеет долгосрочные негативные последствия. Дитя привыкает, что за него трудятся другие, и отказывается использовать голову по назначению.
Реальная помощь ребенку в школе заключается в совершенно других действиях, и сегодня Passion.ru рассказывает, что вы можете сделать, чтобы ваш школьник продуктивно и легко учился.
Организация режима
Почему-то, когда кто-то из взрослых заявляет, что он – сова, к этому относятся с пониманием, а если признаки нарушенного биоритма появляются у ребенка, то потребности его организма игнорируются. Подъем в 6-7 утра, школа, кружки, выполнение домашних заданий, прогулка, сон – это примерное расписание всех школьников, независимо от того, как они переносят раннюю побудку и последующий день.
Для того чтобы ваш ребенок продуктивно учился, обязательно нужно учитывать его биоритм. Если ему тяжело вставать по утрам, потому что вечером он долго не может заснуть, то в идеале хорошо бы перевести его в школу, в которой занятия проходят во вторую смену. Если же это нереально, то перестройте его дневной распорядок таким образом, чтобы после школы он не шел в кружки и на факультативы, а мог придти домой, поесть и хотя бы 2 часа поспать. Тогда он «доберет» норму сна, будет чувствовать себя отдохнувшим и без особых проблем сделает домашние задания. Дополнительные же занятия лучше назначать на вечер – в пик активности вашего чада.
Организация рабочего пространства
Еще один вид помощи, который требуется от родителей – грамотная организация рабочего пространства ребенка. У него обязательно должно быть свое место – своеобразный кабинет, в котором его ничто не отвлекает от занятий. Естественно, про правильную посадку, высоту стула и расположение освещения вы и сами все знаете, но мало кто задумывается о том, что этого недостаточно. Для плодотворного выполнения домашних заданий стоит изолировать рабочую зону от игровой таким образом, чтобы перед глазами ученика были только те предметы, которые имеют непосредственное отношение к учебе.
Отгородите игровую зону от письменного стола ширмой или хотя бы поставьте его к окну так, чтобы ваш ребенок сидел спиной к своим игрушкам, кровати и к другим предметам, которые могут стать отвлекающим моментом. Компьютер на столе допускается только при условии, что ваше чадо на нем работает – печатает рефераты или доклады (некоторые учителя требуют этого даже от учеников младших классов). В остальных случаях оргтехнике в учебном пространстве школьника не место.
Помощь в налаживании отношений с одноклассниками
Хорошо учиться ребенку помогают и нормальные взаимоотношения с одноклассниками. Не препятствуйте, если он приглашает домой своих друзей, а лучше вообще периодически устраивайте детские праздники с участием не детей ваших подруг, а школьных товарищей своего чада. Можно объединиться с родителями других учеников – придумывайте вместе с ними тематические программы, выбирайтесь на экскурсии выходного дня, проводите домашние мастер-классы.
Живое общение вне стен школы не только сплотит учеников класса, но и поможет одноклассникам по-иному относиться к вашему ребенку – веселые родители, которые участвуют в детских забавах, это мечта многих малышей (да и старшеклассников), соответственно, если дети будут тянуться к вам, то станут любить и ваше чадо.
Процесс подготовки домашних заданий
Как мы уже говорили в начале статьи, делать уроки за ребенка – занятие бесперспективное, такой «помощью» вы отучаете его думать самостоятельно, и он всю жизнь будет полагаться на кого угодно, только не на себя. Поэтому, как бы вам ни хотелось облегчить себе и своему чаду существование, помните, что вы можете лишь корректировать процесс, а не брать на себя выполнение домашних заданий.
К тому же с каждым годом школьная программа усложняется и видоизменяется, поэтому ваших знаний может просто не хватить для адекватного выполнения всех заданий, так что вместо помощи вы окажете своему ребенку медвежью услугу: одно дело – отвечать за свои оплошности, и совсем другое – за ошибки родителей (это вдвойне обидно). Кстати, ваши ляпы в домашней работе чада могут серьезно подорвать ваш авторитет.
Итак, вы не собираетесь решать за ребенка задачки и писать сочинения, но посодействовать ему все же хотите. Как это сделать? На самом деле все не так просто, как кажется. Прежде чем пытаться помочь ребенку в подготовке домашних заданий, узнайте, по какой методике его учат в школе – ваши приемы обучения не должны сильно отличаться от того, как с вашим чадом работают учителя. В противном случае вы спровоцируете у своего школьника внутренний конфликт – он не будет знать, кого ему слушаться.
Следующий шаг – знакомство с учебниками. И если в начальной школе у вас вряд ли возникнут с этим проблемы, то потом это может быть трудно – вы многое уже забыли, так что придется учиться заново, вместе со своим ребенком. Поэтому стоит за это браться только в двух случаях – если ваше чадо по каким-то причинам очень сильно отстает от одноклассников, и если вы привыкли все и всегда контролировать.Но и в этих случаях вы можете только направлять. Делая с ребенком уроки, стоит придерживаться следующей схемы:
Постановка задачи.
Контроль процесса выполнения задания.
Проверка конечного результата.
Промежуточный этап – разъяснение непонятого ребенком материала.
Сидеть рядом с чадом во время выполнения домашних заданий, то есть «стоять у него над душой» крайне нежелательно, так как ребенок обязательно начнет нервничать и в итоге станет совершать ошибки, а вы в свою очередь рано или поздно перейдете на крик. И, кстати, гораздо продуктивнее позже заставить его переделать то, что он сделал неправильно, чем ежеминутно толкать его под руку и показывать, как надо писать или решать задачу.
Так что лучше договоритесь с ребенком о том, в каком порядке он выполняет задания (например, сначала русский язык, потом математика и чтение), периодически подходите и контролируйте, при необходимости объясняя то, что ему непонятно, а после каждого выученного урока по тому или иному предмету проверяйте конечный результат.
Естественно, это актуально для учеников младших классов, старшеклассников контролировать таким образом необходимости нет (собственно, как в основном и возможности – ввиду вашей работы и сложности учебной программы). Но это не говорит о том, что подростка нужно оставить без проверки и без объяснений, просто можно делать это вечером, после того, как все уроки выучены. Если у вас есть сомнения в правильности выполненных заданий или если ваш ребенок что-то активно не понимает, то либо ищите того, кто разбирается в данном предмете, либо беритесь за изучение сами.
Кроме того, как и у младших, так и у старших школьников желательно сверять заданное им в школе с тем, что они в итоге сделали. Не полагайтесь на отговорки, что по каким-то предметам нужно было только прочитать параграф – многие ученики пытаются игнорировать подобные задания или выполняют их крайне небрежно.
Комментарии