Как помочь ребенку привыкнуть к атмосфере школы
Период, когда ребенок впервые идет в школу, дается ему трудно. Часто в первые дни учебы дети плачут и отказываются посещать занятия. Родителям и учителям следует помочь ребенку найти общий язык с одноклассниками, чтобы от последующих лет, проведенных в школе, у него остались только приятные воспоминания.
Если ребенок изначально плохо уживается с другими детьми и учителями, родителям следует приложить особые усилия, чтобы помочь ему находить общий язык с окружающими. Но не стоит беспокоиться. Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут ребенку научиться взаимодействовать с окружающими.
1. Общайтесь с учителями. Чтобы помочь ребенку наладить общение с одноклассниками, прежде всего, следует держать связь с учителем, который проводит много времени с ребенком в отсутствие родителей. Поэтому регулярное общение с учителем очень важно.
Если ребенок по той или иной причине пропускает уроки, будет полезно сказать об этом учителю и попросить его уделить ребенку больше внимания и заботы до того, как ребенок освоится в классе и наладит общение с одноклассниками.
Учитель – это второй после родителей человек, которому ребенок должен научиться доверять и с кем должен найти общий язык, ведь в ближайшие годы большинство своего времени он будет проводить в школе.
2. Поощряйте общение ребенка с другими детьми. Для ребенка важно найти общий язык не только с учителем, но и с одноклассниками. Дружить со всеми детьми в классе не обязательно, но у ребенка должен быть в классе хотя бы один друг. Учитель обязан поддерживать дружественные отношения между детьми в классе. Дружба чрезвычайно важна в жизни ребенка: она помогает ему научиться доверять другим людям и строить крепкие отношения.
3. Успокаивайте ребенка, прежде чем попрощаться с ним перед школой. Перед тем, как ребенок уйдет в школу, убедитесь, что он не агрессивен, не капризничает и не плачет. Удостоверьтесь, что ребенок чувствует себя комфортно, и убедите его в том, что люди, которые будут окружать его в школе, понимают его чувства и позаботятся о нем. Скажите ребенку, что в школе ему будет интересно: он узнает много нового и найдет новых друзей.
Можно придумать какой-нибудь ритуал для моментов, когда вы расстаетесь с ребенком на время уроков. Например, вы можете говорить ему каждый раз: «Я тебя люблю, сегодня у тебя будет отличный день, и я заберу тебя в 15:00». Многим детям помогает справиться с отрицательными эмоциями семейная фотография, которую он берет с собой в школу, или записка от родителей с ободряющими словами.
4. Забирайте ребенка из школы как можно раньше. Ребенок не должен ждать вас долго после уроков, чтобы не чувствовать себя брошенным. По возможности приходите или приезжайте за ребенком еще до окончания последнего урока, чтобы он увидел вас сразу же, выйдя из школы. Это поможет ребенку почувствовать себя уверенно и спокойно. Он будет знать, что вы ждете его после уроков.
5. Развейте страхи ребенка. Большинство страхов ребенка нерациональны (например, страх того, что вы можете умереть или исчезнуть, пока он находится в школе). Объясните ребенку, что испытывать страх в новой обстановке – вполне нормально, но при этом он должен верить, что учитель позаботится о нем. Скажите ребенку, что люди, которые любят друг друга, неохотно расстаются, но в школе с ним все будет в порядке. Закончите разговор позитивной фразой, например: «Ты же знаешь, что мы скоро опять встретимся». Ребенок сможет использовать эту фразу как мантру каждый раз, когда будет испытывать тревогу.
6. Помогите ребенку посмеяться над его проблемами, чтобы он не воспринимал их слишком трагично. Юмор – это хороший способ избавиться от беспокойства. Этот способ эффективен для всех детей, испытывающих тревогу из-за необходимости каждый день ходить в школу. Давайте ребенку возможность посмеяться и повеселиться. Если вы позволите себе утром потратить несколько минут на веселые игры с ребенком, со временем заметите, что в школе он ведет себя намного спокойнее, чем раньше.
7. Обращайте внимание на то, что вызывает у ребенка тревогу. Большинство детей привыкает к школьной обстановке и находит общий язык с одноклассниками в течение нескольких недель. Но иногда тревога ребенка связана с более серьезными проблемами. Например, он может подвергаться в школе буллингу, у него могут быть проблемы со зрением или ребенок может не понимать объяснений учителя и бояться переспросить.
В конце дня расспрашивайте ребенка о том, как прошел его день, слушайте его и поощряйте рассказывать больше о происходящем в школе. Читайте с ребенком книги о школе, чтобы после этого разговаривать с ним о школьной жизни. Посетите местную библиотеку: там вам помогут найти необходимые книги. Рассказывайте истории из собственной школьной жизни (например: «Когда я пошла в первый класс, первые несколько недель я сильно нервничала. Но потом у меня появилась подруга Маша, и я полюбила школу»). С помощью мягких игрушек разыграйте с ребенком сценку: представьте, что плюшевый мишка не хочет идти в школу, и предложите ребенку догадаться, почему. Если вы чувствуете, что ребенок в школе испытывает проблемы, но вы не понимаете, какие именно, обратитесь за помощью к учителю.
8. Создайте ребенку благоприятный распорядок дня. Если вам с трудом удается поднимать ребенка с кровати по утрам, возможно, он недостаточно времени уделяет сну. Дети, которые не спят достаточно времени, в течение дня чувствуют себя истощенными и хуже справляются с отрицательными эмоциями. Постарайтесь создать для ребенка благоприятный распорядок дня: раньше укладывайте его спать, а утром выделяйте больше времени, чтобы он мог собраться в школу в спокойном темпе.
Комментарии