Как помочь ребенку перебороть негативные мысли
Способ мышления оказывает значительное влияние на чувства и поведение детей. Неприятные, чрезмерно критические мысли могут повредить детской самооценке, помешать взаимоотношениям ребенка и заставить его сдаться, не достигнув поставленной цели.
Иногда такой мрачный, пессимистичный стиль мышления наделяет рождающиеся мысли статусом самовнушенного события или сбывающегося опасения. Например, ребенок думает: «Другие дети ненавидят меня. Все потому, что я, наверное, глупый». Он избегает зрительного контакта и держится замкнуто как на детской площадке, так и в школьных коридорах. Его поведение не позволяет ему заводить друзей и подтверждает, усиливает его вывод о том, что его никто не любит.
Необоснованно негативные взгляды часто приводят к поведенческим проблемам, которых могло бы и не быть. Истерики, неповиновение и соперничество между братьями и сестрами это лишь некоторые из проблем, которые обычно возникают под влиянием негативных мыслей.
Однако с помощью некоторых практических приемов дети могут научиться распознавать и менять свои привычки негативно мыслить.
Примеры негативного мышления
Существует несколько типов негативного мышления. Одни дети негативно относятся к самим себе, другие же боятся, что произойдет что-то плохое. Далее представлены примеры основных типов негативного мышления и того, как оно влияет на поведение ребенка:
Обобщение конкретной ситуации – ребенка попросили уступить брату очередь в игре. Ребенок думает: «Он всегда получает все, что хочет, а мне никогда ничего не достается!». Он возмущается и отказывается играть.
Недооценка своих способностей – когда ребенку говорят, что он неправильно решил задачу, то он рвет свою работу и думает: «Я ничего не могу сделать правильно! У меня всегда выходят только неправильные ответы!».
Преувеличение значения ситуации – ребенок узнает, что в тесте по математике он дал два неправильных ответа из десяти. Он приходит к выводу: «Я отвратительно решаю математику» и дома во второй половине дня отказывается делать домашнее задание по этому предмету.
Прогнозирование того, что произойдет что-то плохое – ребенок думает о докладе, с которым завтра должен выступить перед классом, и переживает: «Я не справлюсь, и все будут смеяться надо мной». Он пытается убедить свою мать, что чувствует себя плохо, поэтому завтра должен остаться дома.
Сосредоточение внимания на негативе – ребенок получил хорошую оценку за контрольную работу по химии, познакомился с новым другом на перемене и был выбран в команду для участия в брейн-ринге. Но, когда его мать спросила о том, как прошел его день, он принялся утверждать, что день был ужасным, потому что он забыл кроссовки на физкультуре. После чего весь вечер провел, хмурясь и закрывшись в своей комнате.
Помогаем положить конец негативу
Умение решать проблемы, связанные с негативным мышлением, – это часть триединого подхода к развитию психологической устойчивости детей. Если вы слышите, что ребенок высказывается вслух слишком негативно или наблюдаете его поведение, которое свидетельствует о том, что он, вероятнее всего, негативно думает, важно приступить к решению этой проблемы как можно скорее. Далее представлены пять способов помочь ребенку утихомирить его негативное мышление.
Комментарии