Как научить ребенка завязывать шнурки?
Оптимальным периодом, чтобы научить ребенка завязывать шнурки, психологи и педагоги считают возраст от 4 до 6 лет. В этом возрасте ребенок уже зачастую знает, где левая, а где правая нога, и как не перепутать ботинки, поэтому может полностью самостоятельно обуваться. Однако многие родители начинают учить малыша завязыванию шнурков еще до поступления в детский сад.
Ведь там ребенку придется обуваться и одеваться самостоятельно. Конечно, есть выход – покупка обуви на молнии или липучках, но всегда избегать обуви со шнурками не выйдет. Кроме того, шнуровка развивает мелкую моторику рук, что не только позволяет ребенку легко осваивать различные упражнения, связанные с ручным трудом, но и помогает развивать отделы мозга, отвечающие за речь. Иными словами, если вы хотите, чтобы малыш легко принимал информацию и быстро начал говорить, то на развитие мелкой моторики необходимо положить большое количество сил. Еще с двухнедельного возраста нужно начинать задумываться о развитии мелкой моторики рук. В это время упражнения малыш еще не может выполнять самостоятельно, но родители делают легкий массаж пальчиков, подготавливая их к будущему труду. Чуть позже для упражнений используется все, что есть под рукой: крупа, бусины, пуговички, мука, шерсть, глина и многое другое. Кроме этого, в ход идут и шнурки, веревочки, толстые нитки, которые со временем помогут малышу научиться завязывать шнурки.
Упражнение «Кружок» Ребенок заворачивает веревочку, делая из нее аккуратный кружочек. При этом можно приговаривать забавные стишки: Шнурок крутится, играет, В кружок нитку завивает. Получилась красота — Вся веревка завита. Упражнение следует делать разными пальчиками. А если оставить небольшой кончик, то получится маленькая улитка. Чем больше улиток – тем веселее!
Повтори узор Родители выполняют несложные фигуры с помощью шнурка. Малыш же старается выложить своим шнурком точно такую же фигуру. Бусы На одном шнурке ребенок делает много узелков. Они превращают обычный шнурок в красивые бусы. Это упражнение помогает ребенку регулировать силу узла. Если ребенку станет скучно делать, можно присоединиться и делать наперегонки. Дополни картинку Из шнурков можно делать различные дополнения к изображениям. Например: скрутить кружки и сделать машине колеса. Или клубок для котенка, улитку на листике и многое другое. Используйте фантазию вместе с малышом.
Для того, чтобы процесс завязывания шнурков не был скучным и раздражающим делом для детей и взрослых, необходимо подготовить малыша к этим урокам: Постарайтесь заинтересовать ребенка. Придумайте или используйте игры, изложенные выше. Начинать надо с игры и с интересных упражнений, чтобы ребенку хотелось осваивать это дело; Для того, чтобы научить шнуровать ботинки, можно использовать картинки, которые для того, чтобы «раскрасить», нужно зашнуровать. Малыш будет вставлять шнурок в дырочки сначала для игрушки-шнуровки, а затем уже сможет зашнуровать ботинок, используя пример; Используйте кукол и их обувь. Дети познают мир с помощью ролевых игр. Попробуйте научиться у ребенка, как шнуровать кукольную обувку, а не наоборот; Не стоит учить ребенка, когда он в плохом настроении или болеет. Выберите игровое настроение и приступайте к обучению.
Лучше всего, если вы сядете рядом с малышом и будете показывать ему, как вы завязываете шнурки. Сопровождайте действия комментариями. Потяните за обе веревочки, визуально сравнив их друг с другом. При шнуровке лучше, чтобы оба конца были одинаковой длины; Правый шнурок должен лечь на правый указательный палец, левый соответственно на левый. Другими пальцами сохраняйте натяжение шнурков. Образуется небольшая «полу-петля»; С одной стороны петли конец свободный, а с другой – держится за ботинок. Средним пальцем подвиньте свободный конец назад; Вращающим движением левой руки поверните петлю левого шнурка через правый; Теперь перекрестите две петли и с помощью большого пальца левой руки проденьте свободный конец к правому шнурку; В это время средний правый палец должен толкнуть свободный конец правого шнурка между левым большим пальцем и указательным; Теперь левым большим и указательным пальцами захватываете правый свободный конец. Другой рукой делаете аналогичные действия; Свободные концы противоположных петель необходимо продеть через свободные петельки; Затягиваем узел. Инструкция кажется сложной, однако, если вы поможете малышу своим примером, он быстро сможет научиться завязывать шнурки.
Сказка про зайку Жил да был маленький зайка. Непоседа, который попадает в разные смешные ситуации. Зайка был беленький (серенький, черный – зависит от шнурков) и с длинными ушками. Вот какие ушки у зайки (делаем две петельки из шнурков). Решил он однажды посмотреть, кто за большим кустом спрятался (одну петельку перекручиваем вокруг другой). Оказалось, что там его друг ежик. Зайка решил зайти в гости к другу и залез в его норку (петельку просовываем в дырочку). И стали они веселиться, играть и радоваться. Как и ты будешь играть, когда закончишь шнуровать (затягиваем узелок).
Два друга-червячка Жили были два друга. Червячок Бим и Бом (имена можно придумать свои, вместе с ребенком). Однажды Бим зашел за Бомом к нему в гости и пригласил его погулять (перекрещиваем шнурки). Взялись они за ручки и песни поют (делаем узелок). И тут навстречу им два других приятеля — зайки Кыш и Миш (делаем петельки из шнурков). Зайки приглашают червячков на чай и те радостно соглашаются. Все друзья берутся за руки (перекрещиваем шнурки) и идут в дом Кыша (протаскиваем петельку в дырочку). Сказки помогают детям расслабиться перед трудностями и окунают их в обучение, незаметно для самих себя.
Легко и быстро научить ребенка завязывать шнурки вы можете, используя следующие рекомендации опытных педагогов: Не заставляйте ребенка силой. В первую очередь он должен быть готов сам получить знания. Именно это основа успешных уроков по завязыванию шнурков, да и вообще любых других занятий; Хвалите ребенка, даже если бантик вышел кривой, косой или шнурок вообще запутался. Если малыш демонстрирует вам свою работу, найдите в ней плюсы; В момент, когда вы показываете ребенку шнуровку, стоять нужно сбоку или сзади малыша. Тогда ребенок сможет повторять за вами правильно. Если вы сядете напротив, то малыш будет путаться, делая все зеркально; Левшам стоит показывать, как завязывать шнурки, делая основной рукой левую; Покажите много вариантов шнуровок, чтобы ребенок самостоятельно выбрал самый легкий для него вариант. Но не переусердствуйте.
Не стоит учить малыша сразу всему; Не торопите и не злитесь на ребенка. Именно поэтому лучше начинать уроки, когда у всех хорошее настроение и самочувствие; Для шнуровки можно использовать картинки, картонки с дырочками. А вот для завязывания шнурков лучше всего подходит «реальная» обувь. Это может быть ботинок ребенка или взрослого, а может и кукольная обувка. Главное, чтобы шнурки были натянуты и закреплены; В идеале – ботинок должен быть на ноге ребенка. Тогда он сможет делать действие «от себя» и научиться самостоятельно обуваться, без вашей помощи. Обучение на чем-то может затормозить процесс; Показывая, комментируйте, что вы делаете. Малышам можно рассказать сказку, а взрослым деткам подойдет полное описание каждого шага. Подготовьте для себя план или используйте план из этой статьи. Обучая ребенка такому нелегкому делу, попробуйте вспомнить, как вы сами впервые учились шнуровать ботинки. И все получится!
Комментарии