Как научить ребенка временам года
Когда дети растут, познают и исследуют этот мир, им, конечно же, очень любопытно узнавать о погоде, ведь они обращают внимание на то, как тает снег, теплеет воздух, возникают различные особенности смены времен года. Для маленького ребенка восприятие постепенного перехода от одного сезона к другому может оказаться трудным. Но этот период — идеальная возможность внести в его лексикон разнообразие научных понятий, причем сделать это весело и интересно.
Изучение с ребенком различных времен года должно быть увлекательным исследованием, а не нарочитым академическим уроком. «Я думаю, что родители просто немного волнуются и переживают, что для такого тематического общения им не хватит собственных знаний, — говорит Кимберли Бреннемен, сотрудник Ратгерского университета и Национального исследовательского института раннего образования. — Не позволяйте своему страху останавливать ваш совместный процесс познания».
Изучение времен года включает в себя множество наблюдений, исследований далеко за пределами дома и забавных развлечений, причем в равной степени как для родителей, так и для детей. Начните его с использования следующих 10-ти идей, предлагаемых Кимберли Бреннемен и Мерилин Остин, учителей из Сан-Франциско.
1. Заведите научный журнал. Раз в неделю или раз в месяц выйдите с ребенком на улицу специально, чтобы задокументировать все, что вы увидите вокруг. Сосредоточьтесь на чем-то вполне осязаемом и конкретном: листья на деревьях, одежда прохожих; на том, что люди делают на улице (сгребают опавшие листья, расчищают снег), а также опишите животных и растения. Записи будут развивать и укреплять у вашего ребенка навыки наблюдения. Можно придумать и другой вариант журнала — сосредоточьте свое внимание прицельно на одном понравившемся лиственном дереве в вашем дворе или на вашей улице и также записывайте свои наблюдения в динамике.
2. Совершите сенсорную прогулку. Прогуляйтесь с ребенком по своему району или поезжайте в соседний парк, в ботанический сад или лес. Походите там, а потом остановитесь и внимательно посмотрите вокруг, прислушайтесь к звукам, ощутите запахи, потрогайте руками траву, деревья и даже попробуйте на вкус красивый листик или травинку. Пока вы изучаете все вокруг с помощью органов чувств, расширяйте словарный запас ребенка, задавая ему, к примеру, следующие вопросы: «эта температура просто холодная или может заморозить?», «горячая или вызовет кипение?», «какой воздух на вкус – свежий или влажный?», «как ты чувствуешь дождь, туман?» или «что ты ощущаешь, взяв в руки упавший град?».
3. Ощутите время года на вкус. В каждый из сезонов, пойдите с ребенком на рынок и выберите только те фрукты и овощи, которые созревают непосредственно в данном сезоне. Обсудите с ним, какие продукты характерны для того или иного времени года? Какой сезон самый вкусный? Создайте свою книгу рецептов с фотографиями блюд, которые вы сделаете вместе с ребенком, чтобы наглядно задокументировать различные вкусы целого года.
4. Празднуйте все, что происходит впервые. В вашем семейном календаре отметьте день, в котором ваш ребенок в связи с похолоданием в первый раз наденет свитер или же отметьте первый день лета, когда дочь в первый раз наденет купальник. Также отметьте день, когда станет настолько жарко, что захочется съесть мороженое, и первый день, когда ребенок получит большое удовольствие, согревшись горячим какао. К концу года, у вашего ребенка наберется целый календарь таких «первых раз»!
5. Сезонная мода. Внедрите понятие о температуре окружающей среды, записывая все об особенностях одежды, которую ваш ребенок носит при определенной температуре. Раз в неделю в период смены двух сезонов, например, от зимы к весне, записывайте температуру воздуха и вещь, которую ребенок надел. Затем поговорите с ним о той тенденции, которая прослеживается со временем. Как изменилась его одежда в связи с повышением температуры? А когда сезон будет меняться от лета к осени, вы можете снова повторить это наблюдение и поговорить уже о том, как видоизменяется одежда, когда температура окружающей среды падает.
6. Изучайте солнечный свет и солнечное излучение. Когда солнечные дни станут длиннее, вам необходимо будет поговорить с ребенком о причинах, почему мы стараемся защищать себя от попадания прямых лучей солнца. В яркий солнечный день, положите один листик цветной бумаги под прямыми лучами, а второй листик спрячьте под крышкой. После нескольких часов посмотрите на оба листика и оцените с ребенком то, что произошло с каждым из них.
7. Создайте систему слежения за погодой. Купите календарь, который вы специально отдадите ребенку на отслеживание погоды. При этом отмечайте ее ежедневно. Позвольте ребенку самому придумать символы, отображающие солнечную, дождливую, пасмурную, снежную и другие типы погоды (туманную, облачную). В конце каждого месяца, подсчитайте с ним количество солнечных, дождливых или пасмурных дней. Поговорите о том, какая погода наблюдалась вами в течение каждого сезона в целом.
8. Исследуйте цветочную луковицу. В октябре или начале ноября выберите луковичные цветы, например, такие как тюльпаны, которые расцветут с приходом ранней весны. Возьмите одну луковицу, пусть она пустит маленькие корешки и стебель, а ребенок внимательно наблюдает за всеми изменениями. Посадите цветок в доме. Остальные луковицы высадите в вашем дворе. Записывайте вместе с ребенком все, что происходит с домашней луковицей, как она переживет зиму, и какой потом станет с наступлением весны. А также и то, что произойдет с теми, которые выросли во дворе без присмотра.
9. Наблюдайте за животными. Предложите ребенку использовать бинокль, чтобы понаблюдать за животными в период смены времен года. Например, за тем, как белочки готовятся к зиме и собирают желуди и орешки под деревьями. Смотрите, как птицы мигрируют на юг. Или же наблюдайте, как весной птицы вьют свои гнезда. Читайте с ребенком различные книги про животных, добрые детские рассказы, которые помогут вам начать разговор о том, чем заняты животные в разные времена года.
Комментарии