Как научить ребенка понимать время?
Время абстрактно. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Для ребенка-дошкольника овладение умением ориентироваться во времени дается весьма сложно. Это вызвано особенностями развития мыслительных операций, которые состоят в преобладании наглядных видов мышления над логическим. Так как же научить ребенка определять время суток? Придерживайтесь следующих советов, но и находите свои пути решения этой проблемы. Когда стоит начинать обучать ребенка определению времени? Оптимальный возраст для процесса обучения — это период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Однако, нужно создавать подготовительные условия для овладения ребенком этим жизненно необходимым умением.
Части суток и режим Не стоит начинать обучение определению времени суток сразу с детального изучения циферблата. Это ничего положительного не принесет. Всем нам хорошо известно, что полноценное развитие малыша зависит от рационально подобранного режима дня — сменяющейся последовательности отдыха и активной деятельности. Намного результативнее провести ассоциации между распорядком дня и временем суток (утро, день, вечер, ночь). Постепенно малыш начинает понимать, что утром он умывается и идет в детский сад, в обед он спит, вечером его забирают родители и т.д.
Раньше и позже
Для быстрого усвоения ребенком времени суток следует комментировать свои и его действия словами типа «сначала», «сейчас», «потом», «будем», «было» и др. Таким образом, формируется преставление у малыша о времени действия. Он вспоминает, что было раньше, и предвосхищает то, что будет позже. Кроме словесного сопровождения реальных действий взрослых и ребенка, можно рассматривать сюжетные картинки, где показаны различные изменения, например, сначала девочка проснулась, затем умылась, после чего стала завтракать и т.д.
Времена года и месяцы
Следующим этапом в понимании ребенком времени выступает ознакомление с временами года и месяцами. Достаточно подробно последовательность формирования данного умения представлена в нашей статье «Как научить ребенка месяцам?». Время и циферблат Если ребенок успешно усвоил времена, годы и части суток, настало время переходить к собственно понятию и определению времени. Для ваших уроков следует использовать не настоящие часы, а игрушечные или самодельные, которые можно изготовить вместе с малышом. Необходимо, чтобы циферблатные стрелки на этих часах легко крутились. Сначала следует разобраться со стрелками. Привлеките внимание ребенка к различиям между ними: часовая стрелка короткая и широкая, а минутная — длинная и узкая.
Начинаем с определения часов. Объясните малышу следующее: если большая стрелка находится на цифре, например, один — это один час, если за единицей — больше часа, до единицы — меньше часа, но больше двенадцати. На первых порах не стоит вводить минуты, пусть кроха научится разбираться в часах. После объяснения следует выполнить закрепляющие упражнения: попросить малыша показать конкретное время, определить время, представленное на циферблате и др. Если ваш ребенок усвоил данную информацию, переходим к изучению минут. Объясните малышу следующее: если часовая стрелка указывает ровно, например, на три часа, то минутная стрелка расположена на отметке «двенадцать», а если минутная стрелка обосновалась на отметке «шесть», значит это половина часа. Закрепите новые знания малыша в упражнениях.
После этого переходите к новому объяснению. Дайте ребенку общую информацию, что в одном часе — 60 минут. На часах обозначены 5, 10, 15, 20 и т.д. минут. Перемещая стрелки, не забывайте называть правильное время, представленное на циферблате. После закрепите новые знания на практике, выполнив с ребенком ряд упражнений. На наш взгляд, для ребенка дошкольного возраста этого будет предостаточно. Введение понятий «четверть», «двенадцать минут восьмого», «полтора часа» и т.д. является достаточно сложным для него. Следует немного подождать. Пойдя в школу и став немного старше и опытнее, малыш быстро усвоит еще неизвестные ему временные определения и понятия.
Комментарии