Как гулять с ребенком? Составляющие хорошей прогулки
Полезная, интересная и развивающая ребенка прогулка слагается из трех составляющих. Это:
A) наблюдение и беседа;
Б) игры организованные (развивающие, обучающие чему-то);
B) свободное время, когда каждый занимается тем, чем ему хочется (детка ваша играет сама или со сверстниками, а вы — читаете, или мечтаете, или вяжете, или болтаете… В общем, занимаетесь тем, что вам по душе и по возможности не вмешиваетесь в детские игры).
Конечно, деление это чисто условное, и четких границ между «А», «Б», «В» нет. Порядок можно менять в зависимости от погоды и от настроения — и вашего, и ребенка.
Не столь важно, в каком порядке вы будете проводить свои прогулочные занятия, главное — чтоб они все-таки были. Вот такая прогулка не превратится в беготню до седьмого пота или скучное мероприятие «подышим на свежем воздухе», а принесет настоящую пользу и детям, и взрослому люду. Потому что здесь и развитие, и общение, и самостоятельная игра.
Напомним на всякий случай: самостоятельная игра — значит, без взрослых. Тут вы не отвлекаете сына/дочку от игры, а лишь наблюдаете со стороны. И вмешиваетесь только в том случае, если затевается что-то потенциально опасное (детка кидает мяч в опасной близости от дороги, лезет на крышу сарая, подбегает к пожарной лестнице и т. п.).
Совет: если во время прогулки у вас в плане стоит «магазин» (что детям ужасно скучно), сделайте так. Сначала выходите и даете возможность ребенку побегать, чтоб растратить энергию, затем отправляетесь с ним в магазин, а потом опять — уличные развлекалочки. Тогда это нудное дело не превратится для детки в основное «прогулочное мероприятие». А значит, и детских вредностей не случится: многие дети капризничают и в магазине скулят «купи да купи» лишь потому, что ску-у-учно и хочется чем-то (хоть чем-то!) себя развлечь.
Впрочем, даже поход в магазин за продуктами можно легко превратить в дело интересное и познавательное. Например, зайти по дороге в зоомагазин. Или проехаться на автобусе (для дошколят это целое приключение) и по дороге заняться разными наблюдениями и полезными разговорами.
Удивляйтесь вместе с детьми
Интересно: зима одетая в снег, а лед голый. Лед ведь ровесник зимы…
Итак, вы вышли из дома. О чем говорить и что наблюдать?
Какое сейчас время суток? Как ты узнал/а? Какая погода? (И вспомнить, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, и чем отличается от предыдущего, и по каким приметам можно это узнать.) Опишите погоду в нескольких предложениях. Пасмурно — «небо затянуто тучами, солнца не видно…». А цвет у неба какой? А как ведут себя воробьи, они сегодня шумливы или притихли? Как ты думаешь, почему?
Что изменилось за ночь («На тополе листьев почти не осталось, а вчера было много», — вот и осенняя тема для разговора.)
С возрастом мы как-то теряем свою наблюдательность, точнее — свежесть восприятия, остроту своих чувств. И перестаем удивляться этому чуду — миру вокруг.
Природа — она и учитель, и утешитель, и лекарь. Мы сами — частички природы вместе с ее чудесами. И встретить их очень просто — просто надо смотреть вокруг незашоренным взглядом. Дети умеют, так почему бы и нам не вспомнить, у своих детей не поучиться?!
Удивительное — вот оно, рядом.
Как-то весной откинул сын камешек, а под камешком — крылатые муравьи. Представляете: здесь, в центре города, в скверике. Присели, смотрели и удивлялись. А сколько было потом разговоров об удивительной жизни «насекомого мира»! Силач-муравей, способный нести груз во много раз тяжелее себя. Блоха — мировой чемпион по прыжкам в длину… Стрекоза, зависающая в полете… Есть такая наука — бионика. Это у нее, у природы, люди «подсматривают» удивительные открытия.
Вчера снег был рассыпчатым, а сегодня он липкий. А почему? Почему белый снег становится серым? А тающий снег — он какой? Куда уходит вода, в которую снег превращается? Откуда берутся листики на деревьях (и зачем, и куда потом исчезают)? Как может росток пробиться сквозь плотный асфальт? Сила жизни.
Чтобы ум был открытым и творческим, а душа могла замечать прекрасное, учите детей у-див-лять-ся. Точнее, не сбивайте их на не-удивление.
Чудеса-то вот они, рядом. Растенье кислица, складывающее листики перед дождем. Кузнечик, поющий коленками. Мурлыканье кошки. Неповторимый узор на зимнем стекле. Солнце, плывущее в небе. Звезды, свет которых доходит до нас через тысячи тысяч лет…
Дошколята предрасположены к восприятию прекрасного. Сохранить это свойство, это внутреннее стремление к гармонии и красоте — наша задача.
Человеку, не умеющему просто радоваться и удивляться, не сделать творческих открытий. Помните, мы говорили о поисковой активности и о познавательной способности — как важно их сохранить для успешного обучения в школе (да и в жизни дальнейшей).
Комментарии