Как формируются детские комплексы? Что делать, чтобы они не возникли?
Откуда они берутся
Естественно, ни один ребёнок не появляется на этот свет с букетом прирождённых психологических проблем. Но уже в первые десять лет своей жизни он может приобрести их столько, что хватит на всю оставшуюся жизнь.
Чаще всего, психологические комплексы возникают у совершенно нормальных детей под воздействием невежественных родителей и не слишком умных, агрессивно настроенных сверстников. В других условиях, в более прогрессивной и доброжелательной атмосфере комлексы никогда бы не появились.
В какой-то степени, их возникновению также способствует и оценочная система, принятая в школьном образовании. Наконец, и сами дети могут наградить себя чем-то подобным, если будут слишком мнительными и недовольными собой (в случае, например, если им будет казаться, что с их внешностью что-то не так).
Любой психологический комплекс, который в детстве «застревает» в подсознании ребёнка, может принести ему немало проблем во взрослой жизни. С другой стороны, при правильном подходе, любой комплекс можно превратить в отличный мотивационный «допинг», который будет стимулировать на выдающиеся результаты и великие свершения. Но, конечно, лучше не доводить дело до их возникновения. Как же появляются психологические комплексы, которые дети уносят во взрослую жизнь?
Как родители делают своих детей «закомплексованными»
Поскольку в первые годы жизни дети больше всего общаются со своими родителями, то именно под их влиянием они, чаще всего, и становятся «закомплексованными».
Если с малых лет наказывать ребёнка за каждый малейший просчёт и постоянно его критиковать, если постоянно награждать его обидными прозвищами, утверждая, что он ничего в жизни не добьётся, что у него руки не тем концом вставлены, что он бездельник, оболтус, тупой и т.д, то не будет ничего удивительного в том, что в его подсознании сформируется комплекс неудачника.
Впоследствии, изначально вполне нормальный ребёнок будет попросту бояться проявлять какую-либо инициативу и самостоятельность, полагая, что у него всё равно ничего не получится. Из-за страха сделать что-то не так, у него, действительно, будут возникать ошибки в самых разных сферах деятельности.
Ещё один серьёзный родительский грех – воспитывать в ребёнке страх перед ошибками, наказывая его за каждую «двойку» (а то и «тройку»), и за любые неудачные попытки сделать что-то самостоятельно.
Это вполне может привести к тому, что, став взрослым, он будет плыть по течению, идти только проторенной дорожкой, искать лёгких путей и бояться экспериментировать, чтобы, не дай бог, не оплошать, и не сделать что-либо неправильно. С таким подходом, конечно, очень сложно добиться выдающихся жизненных результатов.
Что ещё не будет способствовать счастливой «безкомплексной» жизни
Есть и немало других негативных психологических «подарков», которыми родители могут наградить своего ребёнка. Если с детства постоянно сравнивать его с другими детьми, говоря, какие они, в отличие от него, хорошие, умные и красивые (есть немало родителей, которые страдают подобной напастью, подсознательно воспринимая своего ребёнка как неудачника), то это тоже вряд ли будет способствовать его будущей «безкомплексной» жизни.
Чрезмерная опека тоже ни к чему хорошему не приведёт. Из-за её последствий, ребёнок станет «закомплексованным» при столкновении с реальным миром, к которому он окажется полностью неподготовленным.
Если же постоянно говорить ребёнку фразы типа «да кому ты нужен» («да кому ты нужна»), то это может создать ему в будущем немало проблем в личной жизни. Заниженная самооценка, сформированная негативными родительскими высказываниями, мало кому помогает добиться успеха у представителей противоположного пола, поскольку её обладатели просто не считают себя достойными нормальных отношений.
Лучше уж молчать, чем закладывать в подсознание ребёнка подобные негативные психологические программы. Всегда помните о том, какое влияние может оказать на дальнейшую жизнь ребёнка то, что вы сказали ему от «большой любви».
Кому больше доверяет ребёнок: самому себе или родителям?
Конечно, возникновение подобных психологических комплексов у ребёнка будет зависеть, прежде всего, от того, кому он будет больше доверять: самому себе или родителям. В раннем детстве он, конечно, будет больше прислушиваться к мамам и папам, но в подростковом возрасте ситуация может кардинальным образом измениться.
Чем меньше подросток будет обращать внимание на то, что ему говорят невежественные родители, награждающие его нелестными эпитетами, тем больше будет шансов, что в его взрослую жизнь не проберётся ни один психологический комплекс, сформированный ими.
Как не сделать ребёнка «закомплексованным»
Для того, чтобы не испортить ребёнку жизнь и не сделать его «закомплексованным», нужно, прежде всего, поменьше его критиковать, почаще хвалить, и обязательно приветствовать и поощрять любые проявления его инициативности и самостоятельности, даже если первые попытки в каких-либо начинаниях будут неудачными. Если он будет расти самостоятельным, сильным и уверенным в себе, то в его психологической вселенной просто не будет места для каких-либо комплексов.
Если у ребёнка что-то не так с внешностью, обязательно убеждайте его в том, что у всех в этой жизни есть свои недостатки, и именно благодаря им, многие великие люди смогли добиться выдающегося жизненного успеха. Поэтому он тоже может превратить своё «что-то не так» в отличительную черту и «конкурентное преимущество».
Формируйте у ребёнка «комплекс удачника»!
Вместо того, чтобы превращать нормального ребёнка в неудачника, лучше с малых лет формируйте у него «комплекс удачника». Убеждайте его в том, что если он, хорошенько поработает над собой и своими талантами, то у него обязательно очень многое получится. Если он будет верить в себя, и правильно развивать свои способности, это обязательно произойдёт!
Как этому способствуют сверстники
Серьёзные психологические комплексы могут появиться у ребёнка не только под влиянием родителей, но и под воздействием не слишком доброжелательных сверстников. Особенно это касается не очень общительных, замкнутых, интровертных детей, и тех, у кого есть какие-либо физические недостатки, дефекты речи, проблемы с внешностью и т.д.
Очень часто такие дети подвергаются настоящей дискриминации со стороны «добрых» мальчиков и девочек, которые начинают их преследовать с помощью обидных прозвищ, «дразнилок», а то и устраивают им настоящую травлю. Естественно, всё это может привести к возникновению у ребёнка комплекса неполноценности, который вполне может проявиться у него впоследствии и в более взрослом возрасте.
Для того, чтобы этого не произошло, нужно с малых лет учить детей сопротивляться любому негативному внешнему воздействию, чтобы они всегда больше доверяли самим себе, чем окружающим людей, как бы те не пытались в чём-либо их убедить.
Почему так важно прислушиваться к голосу собственного «я»
Чем сильнее ваш подросток будет доверять самому себе, своим мыслям и своей интуиции, и чем меньше он будет обращать внимание на то, что говорят и думают о нём другие люди, тем больше будет шансов, что никакое негативное влияние извне не разовьет в нем букета комплексов.
Для того, чтобы ребёнок приобрёл такое великое доверие к себе, с детства внушайте ему, что, в первую очередь, он должен прислушиваться к тому, что говорит ему голос его собственного «я», а не к тому, что считает правильным большинство людей. Тогда ничьё негативное мнение в отношении него не произведёт на него никакого отрицательного воздействия.
Лучшее средство от возникновения любых психологических комплексов, вызванных «доброжелательными» сверстниками – это чёткое знание своих сильных и слабых сторон, а также твёрдая уверенность в своих силах, которая вырабатывается годами работы над собой в интеллектуальном и физическом плане.
Если ваш ребёнок будет расти сильным физически, эмоционально и интеллектуально, и отлично знать все свои достоинства и недостатки, то разве подействуют на него чьи-то негативные слова, что он такой-то и такой-то?
Как этому способствует система школьного образования
Возникновению психологических комплексов может способствовать и оценочная система, принятая в школьном образовании. Выставление оценок и деление детей на преуспевающих (отличников, хорошистов) и «отсталых» (двоечников) невольно может сформировать у кого-то комплекс неполноценности. Хотя, возможно, двоечник просто не соответствует общепринятым стандартам, так же как и Альберт Эйнштейн, которого считали в школе умственно отсталым.
Если вся школа, начиная с учителей и заканчивая сверстниками, будет убеждать ребёнка, перебивающегося с двойки на тройку, в том, что он тупой и никогда ничего в жизни не добьётся, то только благодаря огромной силе воли и умению сопротивляться мнению большинства, он не потеряет веру в себя и не обретет комплекса неудачника.
Если вы не хотите, чтобы у вашего ребёнка сформировался в школе «оценочный» комплекс, объясните ему, что не стоит придавать особого значения всем этим «двойкам», «тройкам», «четвёркам» и «пятёркам».
Если он поймет, что, на самом деле, «на отлично» школу заканчивает не тот, кто получает аттестат, наполненный «пятёрками», а тот, кто находит своё жизненное призвание, серьёзно влюбляется в самообразование и приобретает способность мыслить самостоятельно, то никакие «школьные» комплексы не будут доставать его во взрослой жизни.
Без «закомплексованных» людей история человечества была бы совсем другой
Конечно, лучше избегать возникновения у детей каких-либо психологических комплексов, но, если они всё-таки появились, нужно попробовать превратить их в преимущество. Именно это сделали многие великие люди, добившиеся благодаря своим комплексам необычайно высоких жизненных результатов (чего только стоит комплекс человека маленького роста, обладателями которого были многие значимые в истории личности). Если бы не было этих «закомплексованных» людей, история человечества была бы совсем другой.
Если вы почувствуете, что у вашего ребёнка формируется под воздействием сверстников, его внешности или каких-то физических недостатков комплекс неполноценности, попробуйте объяснить ему, какой это отличный стимул для грандиозного самосовершенствования. Не будь этого «подарка», вряд ли бы у него появилась такая сильная мотивация работать над собой.
Если он «комплексует» из-за своей внешности, или, если сверстники считают его слабаком, пусть начнёт усиленно заниматься спортом. Если кто-то пытается убедить его в том, что он не слишком умный, и никогда в этой жизни ничего не добьётся, пусть устроит себе великий интеллектуальный тренинг и т.д.
Чем больше побед над собой, тем меньше комплексов
Чем больше у него будет побед над собой, тем меньше будут проявляться в его жизни какие-либо психологические комплексы. (скорее всего, их вообще не будет). Чем лучше он будет знать себя и то, на что он способен, тем меньше на него будут влиять какие-то негативные внешние оценки.
Если вы с детства научите своего ребёнка искусству превращать поражения в победы, а недостатки в преимущества, то это качество, свойственное всем великим людям, не раз поможет ему в жизни, и при любых обстоятельствах сделает его «удачником».
Комментарии