Как формировать у детей осознанность

Как формировать у детей осознанность

Если вы собираетесь научить детей младшего школьного возраста, как достичь состояния осознанности и внутреннего сосредоточения, т. е. фокусировать свое внимание на переживании настоящего момента, будьте готовы к тому, что они научат вас гораздо большему, чем вы их.

Исследования подтверждают состоятельность и преимущества обучения детей такого рода вниманию, обращенному внутрь себя, поскольку эти знания способствуют повышению уровня оптимизма и счастья в классах, снижению травли (буллинга) и агрессии в школе, развитию чувства сострадания и сочувствия к окружающим, а также урегулированию конфликтов между учениками.

Если вы хотите вдохновиться, а заодно и улыбнуться, задайте группе детей вопрос о том, что они понимают под словами «осознанность» и «внутреннее сосредоточение». «Умение расслабляться от повседневных забот и стресса», «Умение оставаться самим собой при преодолении трудностей» и «Это похоже на переход поезда с одних рельсов на другие» – вот одни из самых ярких ответов школьников. Дети действительно могут быть источником духовной мудрости!

Когда вы приводите им одно из определений этого понятия («состояние сознания, которое достигается путем сосредоточения внимания субъекта на данном моменте и спокойного признания и принятия своих чувств, мыслей и телесных ощущений, часто используемое в качестве терапевтической техники»), дети могут вам просто не поверить.

Для проверки корректности этого определения можно провести несколько упражнений. В данной статье представлены семь способов обучения детей внутреннему сосредоточению.

1. Упражнение на выслушивание колокольчика

Позвоните в колокольчик и попросите детей прислушаться к вибрации его звона. Попросите их сохранять молчание и, как только они перестанут слышать звук колокольчика, поднять руки вверх. Затем попросите детей хранить молчание в течение одной минуты и обратить свое пристальное внимание на другие звуки, которые они будут слышать, как только прекратят слышать звон. После этого по очереди опросите детей обо всех звуках, услышанных в течение этой минуты. Данное упражнение не только веселое и заставляет детей взволнованно делиться своим опытом с другими детьми, но и помогает им подключиться к настоящему моменту и развивает чувствительность их восприятия.

2. Упражнение «Друзья по дыханию»

Выдайте каждому ребенку по мягкой игрушке (или другому небольшому предмету). Если комната позволяет, пусть дети лягут на пол и положат мягкие игрушки себе на животик. Попросите их в полной тишине подышать в течение одной минуты и обратить внимание на то, как их «друзья по дыханию» поднимаются и опускаются вместе с их вдохом и выдохом, а также на любые другие свои ощущения. Попросите детей представить, что негативные мысли в их головах превращаются в мыльные пузыри и улетают. Упражнение «Друзья по дыханию» делает внутреннее созерцание намного приятнее и даже дружелюбнее и позволяют детям понять, что игра не обязательно должна быть шумной.

3. Мышечное упражнение на расслабление

Пусть дети лягут на пол и закроют глаза. Попросите их напрячь все мышцы тела как можно сильнее. Скажите, чтобы они сжали пальцы ног и ступней, втянули живот, сжали руки в кулаки и подняли плечи вверх к шее. Пусть они держат мышцы в напряженном состоянии несколько секунд, а затем полностью разожмут и расслабят их. Это прекрасное и забавное упражнение для расслабления тела и ума и вполне доступный способ научить детей понимать искусство осознанного «присутствия».

4. Упражнение «Понюхай и расскажи»

Раздайте детям что-нибудь ароматное, например, кусочек свежей апельсиновой корки, веточку лаванды или цветок жасмина. Попросите их закрыть глаза и вдыхать аромат, сосредоточив все свое внимание только на данном запахе. Запах действительно может быть мощным инструментом умиротворения (среди всего прочего!).

5. Искусство прикосновения

Дайте каждому ребенку предмет, к которому можно прикоснуться, например, мяч, перо, мягкую игрушку, камушек и т. д. Попросите детей закрыть глаза и описать своему соседу, каков этот предмет на ощупь. Затем дети должны обменяться предметами. Оба упражнения (это и предыдущее) являются простым, но действенным способом научить детей способности отделять чувства друг от друга и настраиваться на разные впечатления.

6. Упражнение «Сердцебиение»

Пусть дети попрыгают на месте в течение одной минуты. Затем попросите их сесть и положить руку на сердце. Скажите, чтобы они закрыли глаза и ощутили свое сердцебиение, а также дыхание и все то, что они могут заметить в работе своего организма.

7. Упражнение «Сердце к сердцу»

В этом упражнении слово «сердце» используется в менее буквальном смысле. Другими словами, это упражнение можно также назвать «Давай поговорим о чувствах». Итак, сядьте и обычным, спокойным тоном попросите детей рассказать вам об их чувствах. Какие чувства они испытывают? Откуда они знают, что испытывают именно эти чувства? Где они ощущают их в своем теле? Спросите, какие чувства им нравятся больше всего.

Затем спросите их, что они могут сделать, чтобы почувствовать себя лучше в те минуты, когда не испытывают своих любимых чувств. Напомните детям, что они могут превращать свои негативные мысли в «мыльные пузыри» и, если им нужно успокоиться, могут прибегать к напряжению и расслаблению мышц, а также уделить несколько минут, чтобы прислушаться к своему дыханию или почувствовать сердцебиение, если хотят расслабиться.

Уроки внутреннего сосредоточения должны вооружать детей инструментами, которые они смогут использовать в любое время, – инструментами, которые помогут им успокоиться, сбавить обороты и почувствовать себя лучше в случае возникновения каких-либо неприятностей. В детстве любой из нас хотел бы обладать этими инструментами. Представьте, что все дети Земли научатся использовать их. Какие прекрасные изменения претерпит наш мир в течение всего одного поколения?!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>