Интеллектуальное развитие малышей в первые годы жизни

Интеллектуальное развитие малышей в первые годы жизни

Первые три года жизни считаются самыми важными для обучения и развития малыша: именно в этот период происходит бурное совершенствование клеток коры головного мозга, которое к шести годам уже на 90% завершается. В процессе того как развить интеллект у ребенка, используйте врожденные способности малыша, его стремление к познанию мира, чтобы наиболее полно раскрыть заложенный в него природой потенциал. Ученые доказали, что мозг растет и развивается лишь тогда, когда работает. Чем интенсивнее нагрузка на мозг малыша в первые годы, тем лучше развивается его интеллект. Чтобы доказать это положение, совсем не обязательно проводить дорогостоящие научные исследования. Сравните умственное развитие малыша в первый год жизни малыша, воспитывающегося в доме ребенка, и его «домашнего» ровесника. Даже в самом лучшем воспитательном учреждении, где дети обеспечены рациональным питанием, красивой одеждой, дорогими игрушками, персонал не может предоставить каждому ребенку возможность полноценного общения.

Дети большую часть времени предоставлены сами себе и вынуждены созерцать одну и ту же обстановку, играть в одни и те же игрушки. «Домашний» ребенок постоянно и интенсивно общается с мамой и другими членами семьи, передвигается (на руках у взрослого, ползком, позднее — на «своих двоих») по квартире, на улице, в гостях у родственников и получает новые впечатления, стимулирующие развитие мозга. Кроме того, положительное влияние на развитие интеллекта ребенка раннем возрасте оказывает активное двигательное поведение. Чем богаче двигательные навыки у малыша, тем выше двигательный интеллект, который, в свою очередь, стимулирует формирование высших отделов головного мозга. Следовательно, чем больше вы поощряете физическое развитие своего малыша, тем выше его интеллектуальное и эмоциональное развитие. Для развития малыша дома не ограничивайте двигательную активность ребенка, напротив, создайте в квартире все условия для того, чтобы он мог бегать, прыгать, лазать. Занимайтесь с ним утренней зарядкой и гимнастическими упражнениями в течение дня к взаимному удовольствию и обоюдной пользе.

Некоторые «продвинутые» родители усаживают двухлетку за компьютер и гордятся его небывалыми успехами в освоении сложной техники. А когда приходит время отправляться в школу, выясняется, что хорошо читающий и свободно владеющий компьютером ребенок не справляется с обычным карандашом и испытывает трудности при письме и рисовании. А все из-за недоразвития мелкой моторики кистей рук. Придется теперь наверстывать упущенное и упражнять пальчики в выполнении мелких движений. Для развития умственных способностей ребенка поощряйте любознательность малыша. Старайтесь отвечать на все его вопросы, не отмахивайтесь от него: «Отстань, мне некогда. Пойди, поиграй с игрушками». Ребенок растет, расширяется его знакомство с окружающим миром, и каждый день увеличивается количество вопросов «зачем?» и «почему?». Повезло тому ребенку, родителей которого не раздражают бесконечные вопросы и растущая любознательность, а, напротив, радуют и дают возможность получать удовольствие от полноценного общения с ребенком, открывая заново мир его глазами. Отвечайте на вопросы понятно и убедительно, не ограничиваясь избитыми фразами «подрастешь — узнаешь», «рано тебе еще об этом говорить».

Ребенок, предоставленный самому себе, задаст свои вопросы другим людям и получит ответы, не всегда соответствующие его возрасту и уровню развития. Чтобы развитие интеллекта малыша не тормозилось на одном уровне, отложите все дела и займитесь ребенком, если вы видите, что его волнует какая-то проблема или что-то не получается в игре. Не говорите ему: «Неужели ты с такой ерундой сам справиться не можешь?» Так вы внушаете ему неуверенность в собственных силах и нежелание в следующий раз обратиться за советом и помощью. Он нуждается в вашем понимании и поощрении, несмотря на то, что самостоятельность нередко перетекает в негативизм и упрямство. Будьте терпеливы, старайтесь ненавязчиво управлять его противоречивыми желаниями, направляя их в нужное вам русло.

Во многих современных семьях родители знакомят своих грудничков с буквами, иностранными языками и классической музыкой раньше, чем те встают на ноги, и через некоторое время демонстрируют изумленной публике их фантастические успехи. У каждого ребенка имеются богатые возможности для самообучения. А задача родителей, реализующих непростую задачу под названием «развиваем интеллект малыша», — лишь помочь ему реализовать эти возможности. Существующие в настоящее время различные методики и развивающие игры значительно облегчают родителям эту задачу. Обучение ребенка проводите в виде игры. Дети любят учиться весело и увлекательно. Создайте в своем доме обстановку, способствующую развитию ребенка, с помощью спортивных снарядов, строительных кубиков-кирпичиков, конструкторов, книг и рисунков. Но не форсируйте обучение, стремясь к рекордным достижениям, не требуйте от ребенка немедленных результатов в чтении, рисовании, иностранном языке.

Принимайте во внимание возрастные и индивидуальные особенности ребенка, которые не позволяют перескакивать через ступеньки познания. В угоду своему тщеславию не старайтесь вырастить «гения». Если малыш изо всех сил старается порадовать вас своими успехами, но не всегда это получается, не ругайте и не обзывайте его даже в шутку «тупицей», «безмозглым» или еще какими-то нелестными словами. От обиды и отчаяния он потеряет интерес к обучению и негативно станет относиться к любым занятиям. Зато с радостью реагируйте на самые маленькие достижения, хвалите и поощряйте, не жалея ласковых слов. Трудности в обучении не должны подрывать вашу взаимную любовь. Каждому ребенку предопределен свой путь развития, а ваша задача — помочь ему преодолеть этот путь, не отбивая природной жажды познания и не лишая его радостного и счастливого детства.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>