Игра как средство воспитания дошкольников
Игра является далеко не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал развития и воспитания. Но эти свои качества она может проявить, только когда используется в рамках управляемого педагогического процесса. Педагог, руководствуясь положениями программы детсадовского воспитания, отбирает содержание программы, планирует его. Дети должны усвоить это содержание в процессе игр. Педагог также чётко определяет игровые и дидактические задачи, правила, действия и ожидаемый результат, он словно проектирует процесс игры, не нарушая её самодеятельного характера и своеобразия.
Включая в педагогический процесс игру, преподаватель учит дошкольников играть, как выражался А. С. Макаренко – «создавать хорошую игру». Подобная игра должна обладать такими качествами:
содержание должно иметь воспитательно-познавательную ценность, отражать представления правильно и полно;
игровые действия должны иметь творческий, организованный, активный и целесообразный характер;
подчинённость правилам игры, необходимость руководствоваться в игре этими правилами с учётом интересов всех игроков и каждого в отдельности;
целенаправленное пользование игровыми материалами и игрушками;
радостный настрой детей и доброжелательность отношений.
Роль воспитателя в процессе игры дошкольников
Воспитатель в процессе управления игрой влияет на личность ребёнка всесторонне: на его волю, сознание, поведение, чувства. Он использует игру для умственного, физического, эстетического и нравственного воспитания. Представления и знания детей в процессе игры углубляются и уточняются. Чтобы сыграть определённую игрой роль, ребёнку придётся свои представления преобразовать в игровые действия.
Обычно детские представления и знания о людских профессиях, об их конкретных взаимоотношениях и действиях являются недостаточными, тогда появляется необходимость дополнить их. Потребность в новых знаниях проявляется через детские вопросы, отвечая на которые, воспитатель во время игры прислушивается к разговорам и помогает игрокам достичь договорённости и взаимопонимания. Поэтому с помощью игры можно не только закрепить у детей уже имеющиеся у них представления и знания, но её также можно отнести к активной форме познавательной деятельности, в ходе которой дети под управлением старшего приобщаются к новым знаниям.
Содержание игр используется преподавателем для выработки у ребят любви к своему народу, Родине, прививает им правила общественного поведения, в игре он помогает их закрепить и проверяет, как они усвоились. Через игру воспитатель может развить у детей многие положительные качества: честность, смелость, выдержку, инициативу.
Игру можно назвать школой, где творчески и активно детьми усваиваются нормы и правила поведения, взаимоотношения между людьми, вырабатывается отношение к труду и к разным видам собственности. Это такая форма деятельности, которая имеет весомое значение в формировании у детей общественного поведения, их отношений друг к другу и к жизни.
Организуя и руководя игрой, преподаватель воздействует на детский коллектив в целом и на каждого малыша в отдельности. Становясь игроком, малыш встаёт перед необходимостью согласования собственных действий и намерений с другими игроками, подчинения принятым в игре правилам.
Но без педагогического руководства в играх может проявляться и отрицательное влияние. Ведь есть игры, содержащие элементы грубости, жестокости, национальной розни, дурно влияющие на нервную систему, вызывающие тщеславие и азарт. Их следует отделять от игр с большим воспитательным воздействием в плане воли, чувства справедливости, желания помочь в беде и т. д.
Классификация игр по возрасту
Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности, через которую он учится общаться с ровесниками, манипулировать предметами, двигаться. Придумано очень много подобных занятий, в связи с чем стала необходима классификация игр дошкольников. Так, в любых детских играх должны проявляться следующие качества:
Игра является активной формой отражения малышом жизни окружающего его общества.
Отличает игру и характер деятельности ребёнка в её процессе – здесь применяются не отдельные движения, как при письме, рисовании или в труде, а комплексные действия.
Как и большинство видов человеческой деятельности, игра обладает общественным характером, поэтому с изменением условий жизни она также меняется.
С помощью игры ребёнок может творчески отразить действительность, внося в неё свои фантазии, выдумки, что-то комбинируя.
В игре приходится пользоваться знаниями, здесь их можно уточнять и дополнять, что позволяет развивать нравственные и познавательные способности ребёнка.
Игра, как правило, основана на коллективной деятельности, где все участники вступают в отношения сотрудничества.
Игра не только разносторонне развивает детей, но и сама развивается и меняется при систематическом управлении воспитателя.
Игры для младшего возраста (3-4 года):
игры-эксперименты – контакт со специальными игрушками или общение с людьми;
самодеятельные и сюжетные – сюжетно-ролевые, отобразительные;
тренинговые – адаптивные и сенсомоторные;
компьютерные;
обрядовые (народные, уходящие корнями в исторические традиции) – забавляющие, развлекающие, тихие.
Игры для детей среднего возраста (4-5 лет):
игры для экспериментирования с людьми и животными, природными объектами, для общения с людьми или специальными игрушками;
самодеятельные сюжетные режиссёрские и театрализованные игры;
обучающие – сюжетно-дидактические, предметные автодидактические, учебно-предметные дидактические, музыкальные, подвижные;
досуговые – интеллектуальные, развлечения, тихие, забавы, компьютерные, празднично-карнавальные, театральные;
тренинговые – сенсомоторные, адаптивные интеллектуальные;
обрядовые – сезонные, семейные.
Игры для детей старшего возраста (5-7 лет):
игры по экспериментированию с людьми и животными, природными объектами, для общения с людьми или специальными игрушками;
игры-эксперименты – контакт со специальными игрушками или общение с людьми;
самодеятельные сюжетные театрализованные игры;
обучающие – сюжетно-дидактические и предметные автодидактические (до 7 лет), дидактические, учебно-предметные, музыкальные подвижные;
досуговые – интеллектуальные, развлечения, тихие, забавы, компьютерные, празднично-карнавальные, театральные.
Разновидности игр
Сюжетно-ролевые игры
Для дошкольников это основной вид игр, в процессе которых они испробуют на себе разные социальные роли, становятся в социальные ситуации, наблюдаемые ими в жизни взрослых. Классическими сюжетно-ролевыми являются такие игры, как больница, магазин, дочки-матери, автобус, парикмахерская и т. п. То есть, через них идёт знакомство с разными профессиями.
Структура ролевой игры состоит из следующих компонентов:
ролей, исполняемых в процессе игры детьми;
игровых действий, посредством которых эти роли реализуются;
игровое использование предметов, замена игровыми предметами реальных;
замечания и реплики, которые выражают между детьми отношения и регулируют ход игры.
Театрализованные игры
С их помощью дети глубже понимают и чувствуют произведения литературы, они развивают творческие способности и детскую речь. С помощью театрализованных игр разыгрываются сюжеты литературных произведений с применением выразительных приёмов (мимики, интонации, жестов) для выражения образов.
Дидактические игры
Эти игры очень важны для малышей, начинающих познание мира, поскольку они уточняют представления об окружающем мире, о важнейших свойствах предметов (форме, величине, цвете). С помощью дидактических игр развиваются память и мышление. К ним относятся игры «Поиск предметов одного цвета», «Чей это домик?», «Из чего это сделано?», «Найди пару» и пр.
Настольно-печатные игры
Это спокойные игры, рассчитанные не на физическое развитие, а на тренировку воображения, памяти, мышления. Подобных привлекательных, красочных игр создано великое множество, например, «Мозаика», «Лото», «Домино».
Строительно-конструктивные игры
В этом виде творческих игр дошкольники могут отображать окружающий их мир предметов, сами выстраивают сооружения и пытаются сохранить их. Здесь используются следующие виды строительных элементов:
крупные элементы для строительства сооружений на полу (параллелепипед, куб, цилиндр и прочие);
средние элементы для строительства на столе (элементы с теми же формами, но меньшего размера);
полуфабрикаты (наборы фронтонов, арок, планок и т. д.);
конструкторы (более сложные строительные элементы).
Творческие игры
Эти игры содержат в себе образы, отражающие условное превращение окружающего:
отображающие отношения, связанные с ролью, с точки зрения собственного опыта ребёнка, а если тот был негативным, то ребёнок от нежелательного действия уклоняется;
связанные с трудом ребёнка, где могут быть объединены конструктивная, изобразительная и прочие виды деятельности. Принимая в игре активное участие, дети воспитывают в себе интерес к труду;
умственное воспитание с укреплением важнейших психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, речи);
умственная активность, обусловленная работой воображения, требующая выбрать роль, представить действия объекта подражания, его речь и поведение. Благодаря такой игре мышление может подняться на новый уровень;
систематическое воспитание, способствующее проявлению художественных интересов, способностей к танцам и музыке;
двигательная активность быстрее развивается при занятиях в паре, расценивается как пролог школьных физических упражнений;
переживания, влияющие на характер игры.
Подвижные игры
Поскольку дети активны и непоседливы, то особенно важны для них подвижные игры, в которых они могут сполна удовлетворить потребность в движении, сделать более совершенными двигательные навыки и умения, развить важнейшие физические качества организма – силу, ловкость, быстроту. Проводить такие игры полезней всего на открытом воздухе.
Роль игрушек в детских играх
В процессе обучения и воспитания ребёнка формируется и игра, как самостоятельная его деятельность, помогающая ему освоить опыт деятельности взрослых. На долю игрушки здесь выпадает роль своеобразного эталона таких предметов, которые ребёнку надлежит узнать, усвоить их назначение и возможные действия с ними. Поэтому, помимо купленных в магазине игрушек, в игре часто используются те, что сделаны самими детьми, их родителями или воспитателями. Они могут быть самыми разными, но в любом случае отвечающими некоторым художественно-эстетическим и педагогическим требованиям.
Для каждого возраста требуются свои игрушки, различающиеся назначением и тематикой:
сюжетные (посуда, мебель, фигурки животных, куклы);
технические (конструкторы, средства транспорта и т. д.);
орудия труда (игрушечные отвёртки, молотки, грабли, щётки, лопатки, то есть то, чем на глазах у детей обычно пользуются взрослые);
игрушки для забавы (музыкальные театральные).
Игрушки для разных ситуаций:
Большие игрушки (детские автомобили, самокаты, велосипеды, легко трансформирующиеся крупные строительные конструкторы) помогают ребёнку избавиться от гиподинамии, научиться двигаться и ориентироваться в пространстве.
Если ребёнок играет за столом, то ему удобнее будет играть небольшими игрушками, которые проще разглядеть со всех сторон.
Для игры на полу потребуются более крупные игрушки, в которые ему удобно будет играть стоя или сидя.
Для игры во дворе пригодными будут только крупные игрушки.
Комментарии