Христианская культура в воспитании детей
С вопросами, касающимися воспитания детей, люди часто обращаются к священникам, особенно приходским. Чаще и настойчивей всего родители приходят с жалобами на отбившегося от рук отпрыска, который не слушается родных, пропадает в дурной компании, имеет вредные привязанности, пренебрегает обязанностями прихожанина. Чаще всего и сами эти родители достаточно агрессивно настроены по отношению к своим чадам, в их душах кипят обиды и раздражение.
Однако христианин не должен забывать, что детей дарит нам Бог. Более того, в нынешнее ущербное, с духовной точки зрения, время воспитания чад можно причислить к одному из тех духовных деяний, которые остаются общедоступными и спасительными по сути. Эта работа совершается во имя Господа, не она ли есть христианский подвиг? А возникающие на её пути трудности можно рассматривать как спасительный Крест, на котором сгорают и грехи взрослых, так и открывается путь в Царствие Небесное.Поэтому ребёнок – всегда дар Божий: и не только в период радости, но и во время скорби, когда он открывает нам крестный путь для спасения. Данный дар даётся людям сверх их заслуг, это милость Божия. Но такой взгляд непросто принять тем родителям, которые столкнулись с проблемами воспитания. Чтобы понять, что детские грехи – всего лишь отражение наших слабостей и грехов, требуется особое смирение и рассудительность.
С какими бы проблемами взрослые ни сталкивались при воспитании детей, так ли уж плохо всё обстоит? В любом чаде есть обязательно и положительные черты, отражающие божественный образ, обретённые в момент Таинства Крещения или являющиеся даром особого Божьего промысла. Ведь в человеке от Адама присутствовали проявления его падшей природы.
Но мы часто блага принимаем за саму собой разумеющуюся данность, зато каждый недостаток глубоко сокрушает нас! Да, ребёнок здоров, но ведь он слабовато успевает в учении! Хотя христианское учение требует иного подхода – быть благодарным Богу за дарованное им благо.
Первое, что родители должны (и вполне могут) дать своим детям – сделать максимум возможного, чтобы приблизить к Богу свою душу. Невозможно изживать из ребёнка те грехи, которые взрослые позволяют себе. Понимание этого является ключевым моментом христианского воспитания детей. В нём не только видится начало пути, но и прослеживается сам путь. Не должно смущать то, что процесс борьбы с грехом продолжается на протяжении всей земной человеческой жизни. Важнее для нас само направление усилий, а результат находится в руках Бога.
Иерархия христианских ценностей
Главным фактором воспитания, безусловно, является внутренний мир родителей. Иерархия ценностей родительских душ – самое драгоценное, что передаётся детям. По сравнению с ней намного меньшее значение имеют поощрения, окрики и наказания, самые изощрённые педагогические приёмы. Необходимо сразу подчеркнуть, что речь идёт именно о христианских ценностях, которыми родители живут в собственном духовном мире. Именно они определяют воспитание. Осмелимся утверждать, что даже личный пример не столь важен в деле воспитания, ибо он может быть искусственно смоделирован.
Люди склонны преувеличивать роль внешних форм. Для воспитания же намного важнее то воздействие, внешне неощутимое, которое на окружающих может создать, например, парализованный человек, но обладающий одухотворённым и гармоничным внутренним миром, душа которого всегда открыта Богу. Конечно, было бы неверно умалять значение личного примера при воспитании, однако, он становится действенным только тогда, когда является воплощением в душе воспитателя иерархии ценностей. Это тот фундамент, на котором и должна строиться вся практика воспитания, включающая идеи, мероприятия и конкретные действия.
То есть, в основе методики христианского воспитания должна лежать работа над духовным совершенствованием. Разумеется, поставить задачу проще, чем её решить. Ведь именно духовное совершенствование и является главной целью жизни истинного христианина. К великому сожалению, в силу нашей духовной немощи, мы лишь в очень малой степени можем следовать её решению.
Воспитание ребенка – Крест или спасение?
Господь дарует родителям ребёнка, над которым тем предстоит трудиться. Исправление его недостатков можно расценивать, как божественное «производственное задание». Если эти детские недостатки являются продолжением и прямым отражением наших собственных грехов, тогда нужно безропотно стремиться искоренить их. Это обязанность естественна – сами посадили сорняки, самим их и выпалывать. Но если детские грехи являются искупительным Крестом, то они помогают и нам подняться из ада наших страстей, претерпеть голгофские страдания и устремиться к Отцу Небесному.
В обоих случаях мы, будучи родителями, должны будем умирить свои души, смириться перед поприщем, дарованным Богом и быть готовыми к самоотверженному труду на этом поприще, невзирая на успех или неудачу результата. Это дело на всю жизнь, мало того, любящие души даже с неба продолжают умолять Бога о милости к близким, ещё влачащим земную юдоль. В начале же этого труда должно лежать осознание его необходимости и смысла, а затем уже следует прилагать посильные усилия.
Родители в роли наместников Бога
Важнейшей задачей воспитания ребёнка является формирование в его душе твёрдых критериев для определения добра и зла. Сам по себе малыш далеко не всегда способен отличить добро от зла, поэтому он обычно не в состоянии воспринимать божественные вразумления, посылаемые человеку в разных жизненных обстоятельствах.Взрослый человек, полноценно живущий религиозной жизнью, способен сам ощущать, как зло возвращается стократ тем же злом, но и добро также возвращается сторицей, в первую очередь, вселяя мир в душу. Дать почувствовать это ребёнку должны именно родители. Известна детская непосредственная реакция: смог, несмотря на запреты, тайком съесть банку варенья – получил удовольствие, значит, это добро. А если не украл из родительского кошелька монетку и не смог купить мороженого, то это уже неприятно, а, значит, зло. Тут-то и необходимо родительское вмешательство. Для ребёнка именно родители должны быть проводниками божественного вразумления, стараться донести до его сознания на очевидных и простых примерах важный принцип монотеизма: зло рано или поздно обязательно будет наказано.
Решение этой задачи требует постоянной сосредоточенности, необходим серьёзный практический труд в виде контроля поведения, наказаний и поощрений. Причём, чем ребёнок младше, тем наглядней и энергичней родители должны демонстрировать перед ним свою любовь и разницу между добром и злом. В этом деле очень важно постоянство. Поэтому нельзя допускать такого, чтобы хороший поступок из-за усталости или занятости взрослых остался без внимания, а нервный срыв родителей привел к незаслуженному наказанию. Нет хуже той ситуации, когда детские проступки копят в родительских душах раздражение, пока оно не выплёскивается по самому ничтожному поводу. Плохо и обратное, когда поощрения зависят не от реальных дел, а просто от благодушного настроения родителей. Поэтому необходимо строго соблюдать при воспитании принцип справедливости, избавить его от влияния настроения или симпатий. Конечно, в полной мере придерживаться такого принципа трудно, но важно просто признать его необходимость, а покаяние исправит совершённые ошибки.
Воцерковление детей
Теперь можно обратиться к практической стороне воспитания чада в христианской семье, а именно к воцерковлению ребёнка.
Общепринятым естественным способом религиозного семейного воспитания считается, в первую очередь:
посещение храма;
участие в Таинствах и богослужениях;
формирование во внутрисемейных отношениях христианской атмосферы и воцерковленность уклада жизни (чтение, совместная молитва, общесемейные мероприятия), что достаточно очевидно.В воцерковленной семье объективно главным воспитующим фактором является участие в Таинствах ребёнка, которое практически выражается в регулярных Причастиях. Крестить малыша следует как можно раньше (оптимально – на восьмой после рождения день), и после того, как можно чаще причащать. Если условия благоприятствуют, то причащать малыша можно от Крещения до 5-7 лет, пока не наступит возраст сознательной исповеди, проводимой в каждое воскресенье и в каждый церковный праздник. Ради этого допустимо жертвовать не только житейскими интересами семьи, но и самими религиозными обязанностями (желанием отстоять продолжительную службу полностью). Не грех будет опоздать на службу, неся малыша на Причастие, так же, как и по немощи уйти раньше её окончания, но важно не лишать крошку полноты возможности принятия Даров Господних. Такое благодатное действие послужит прочным фундаментом, на котором будет зиждиться духовная жизнь малыша.
Дети, которые сызмальства растут в атмосфере церковности, воспринимают её как вполне естественную сторону жизни – она для них значима, но ещё не укоренилась в душе и остаётся внешней. Так же, как росток нуждается при укоренении в особенно бережном отношении, так и необходимо трепетно и бережно взращивать в ребёнке чувство церковности. Важнейшей на этом пути становится духовная жизнь с богослужениями и молитвами, воодушевляющими примерами жизни святых, но особенно с благодатью Таинств.
Нельзя забывать, что и лукавый искушает детские души наравне со взрослыми, а ведь должного отпора дети ему предоставить не могут. В таких ситуациях необходимо всячески, но тактично, помочь им, проявить рассудительность и терпеливость, ставя во главу угла молитву и любовь.
Нормы и правила церковной жизни не должны в букве довлеть над ребёнком. Чтение молитвенного правила, посещение богослужений, пост не должны превращаться в неприятную, тягостную обязанность. Нельзя также изолировать ребёнка механически от удовольствий и радостей светской жизни: чтения, кино, музыки, светских праздников и т. д. Везде нужно найти золотую середину, достигать разумных компромиссов. На том же телевизоре можно просматривать видеофильмы, отделившись от беспредела в эфире. В этом случае поток видеоинформации можно контролировать, одновременно избегая возникновения синдрома запретного плода. Также можно пользоваться и компьютером, категорически удаляя игры и строго контролируя пользование им. Так же и в остальном.
Молитва в жизни ребенка
А теперь нужно сказать о столь очевидном, что, вроде бы, не требует и приведения аргументов, но и не напомнить об этом нельзя. Речь идёт о молитве, которая является самым сильным (но по Божьему промыслу не всегда очевидным) способом воздействия на любые жизненные обстоятельства как духовные, так и практические. Детей молитва направляет и вразумляет, возвышает и очищает человеческие души. Она спасает – что же ещё? Поэтому всеобъемлющим и главным принципом христианского воспитания является необходимость молиться. Если семья хоть в малой степени благополучна, молиться в ней нужно вместе с ребёнком, а за него – всегда и в любом случае. Молитва, несомненно, относится к наиболее эффективным методам воспитания.
В христианских семьях есть твёрдое правило, чтобы молитва сопровождала человека с самого рождения, не говоря уже о том, что с момента зачатия его должна сопровождать усиленная молитва. Не следует дожидаться благословенного часа, когда ребёнок встанет с молитвенником в руках в красном углу. Душа молитву может воспринимать независимо от рассудка. В гармоничных семьях старшие её члены совместно читают семейное молитвенное правило, а их младенец может в это время играть в люльке или спать, участвуя в молитве одним своим присутствием.
Подросшего же ребёнка нужно осознанно привлекать к молитве, но не превращать её в наказание. Это для взрослых молитва должна быть подвигом, а для малыша должна быть привлекательной, посильной, не одолевающей зубрёжкой.
Комментарии