Готов ли ваш ребенок к поступлению в вуз? 9 вопросов для родителей
ЕГЭ опять передвинули, и новые сроки пока неизвестны. А некоторые родители из-за эпидемиологической обстановки уже сомневаются, стоит ли вообще отправлять сына или дочь учиться в другой город – или сделать перерыв на год? Эта практика становится все популярнее в мире (но не у нас – из-за службы в армии). В том числе и потому, что в вузы приходят все более инфантильные первокурсники, считают американские психологи. Они предлагают родителям задуматься о готовности выпускника школы к учебе в вузе. Да, наши реалии отличаются от американских, но больше самостоятельности нашим детям тоже не повредит, не так ли?
Есть много причин, по которым дети могут быть не готовы к учебе в вузе сразу после школы. Им может не хватать навыков самосознания или саморегуляции, они могут быть не готовы жить самостоятельной жизнью (в США поступление в вуз почти наверняка предполагает переезд из дома в университетский кампус). Или они могут перегореть после четырех лет работы на полную катушку в старшей школе ради поступления.Вот некоторые вопросы для определения готовности ребенка к поступлению в вуз.
Берет ли он на себя ответственность за свою жизнь?
Кто инициировал поиск вуза? Если ученик не может написать письмо с заявкой о поступлении и сочинение самостоятельно или с помощью, которую попросил сам, скорее всего, он не готов. Некоторые дети настолько защищены, что к семнадцати годам не очень понимают, как самостоятельно заботиться о себе, — они даже не представляют, что для этого нужно. Можете ли вы отправить своего ребенка жить в нерегулируемой среде, если он никогда не задумывался о том, чтобы постирать свои вещи или приготовить еду?
Нед однажды занимался с ребенком, который понятия не имел, что такое сито. «Оно похоже на дуршлаг», — сказал Нед. Парень тупо уставился на Неда. «Ну, знаешь, — продолжил Нед ободряюще, — когда варишь спагетти, после того как они сварились, ты перекладываешь их в дуршлаг, чтобы слить воду. Это такая металлическая штука с дырочками внизу».
«Я не готовлю. Никто в моей семье не готовит», — ответил парень.
«Ух ты, наверное, вы часто ходите по ресторанам», — сделал вывод Нед.
«Да нет, — ответил мальчик, — у нас есть домработница».
Очевидно, наличие домработницы не лишает права поступать в вуз. Но в этом случае ребенок рос с уверенностью, что для него все должны делать другие люди. Когда он поступил в Университет Джорджии, все пошло не так. Нед встретил этого юношу во время осенних каникул в День благодарения, и мальчик объявил, что все в колледже «такие тупые, просто кучка идиотов». Он вылетел к концу первого семестра. У него вообще не было чувства ответственности за свою жизнь.
Ваш ребенок адекватно себя воспринимает?
Знает ли он, что именно ему дается тяжело и как это на него влияет? Признаёт ли он, что, когда спит меньше восьми часов, становится раздражительным? Известно ли ему, что в состоянии стресса ему поможет пробежка? Понимает ли, когда работает лучше всего и когда ему нужно отдохнуть? Знает ли, с чем ему может понадобиться помощь в вузе?
Вы можете сказать, что даже многие взрослые не сумели бы ответить на эти вопросы. Но для того, чтобы ваш ребенок успешно освоился в университетской среде, жизненно необходимы базовый уровень самовосприятия, готовность заботиться о себе и умение модерировать или менять поведение, если это необходимо для его же собственного блага.
Сможет ли подросток жить самостоятельно?
Может ли он ложиться и вставать сам и чувствовать себя отдохнувшим? Если его сосед по комнате не ложится до четырех утра, сможет ли он придерживаться собственного распорядка? Может ли он регулировать использование гаджетов и игры? Если он курит или употребляет алкогольные напитки, знает ли он, когда остановиться? Если ответ на любой из этих вопросов «нет», лучше задуматься о том, чтобы отложить обучение в вузе до тех пор, пока ваш ребенок не разовьет в себе более высокий уровень самоконтроля.
Есть ли у выпускника адекватная мотивация к учебе?
Может ли он отказаться от веселья, когда надо делать домашнее задание? Просит ли поддержки, когда нужно? Сдает ли в срок рефераты и приходит ли вовремя на встречи? Может ли работать над проектом несколько часов?
Нед встречался с Джоэлем два раза в неделю в течение первого года обучения в старших классах школы. Отец мальчика объяснил, что Джоэль не хочет выполнять никаких заданий, кроме занятий с репетитором, поэтому Нед должен просто попытаться эффективно использовать время, которое они проводят вместе.
Джоэль нацелился на университет из Лиги плюща, где учились все члены его семьи (ассоциация восьми частных американских университетов: Университет Брауна, Гарвард, Дартмутский колледж, Йельский университет, Колумбийский университет, Корнеллский университет, Пенсильванский университет и Принстонский университет). Он прекрасно знал математику, но испытывал сложности со словарным запасом.
Каждую неделю он спрашивал Неда: «Как думаете, я могу получить 700 баллов?» Нед отвечал: «Да, конечно. У тебя может получиться. Тебе просто нужно несколько минут каждый день заниматься лексикой, и постепенно ты достигнешь желаемого».
«Хорошо, — отвечал Джоэль, — дайте мне какие-нибудь задания». На следующем уроке он появлялся (как предупреждал Неда отец мальчика), не выполнив домашнюю работу, и снова спрашивал: «Как думаете, я смогу получить 700?».
Похоже на «День сурка». Он постепенно добился прогресса, главным образом потому, что родители поддерживали его и он посещал занятия Неда дважды в неделю. Но когда он поступил в вуз — а он все-таки попал в этот колледж из Лиги плюща, — то оказался сам по себе и не закончил даже первый семестр. Стоит ли удивляться?
Слишком часто родители несут своих детей на руках все 42 километра марафона, а затем ставят на ноги, когда финишная черта уже видна. Когда дети пересекают ее, все обнимаются и поздравляют их. Но это не дети достигли финиша. Это не их заслуга — и они это знают.
Вы не обретете чувства контроля над своей жизнью, избегая тяжелой работы или получая незаработанные призы. Это чувство возникает в результате усердия и целеустремленности. Мы становимся сильнее от того, во что вкладываемся и чего достигаем сами.
Может ли подросток самостоятельно справляться с повседневными делами?
Назначает ли он сам встречи и приходит ли на них вовремя? Занимается ли сам стиркой своих вещей? Умеет ли выбирать, с кем общаться? Может ли следить за важными вещами, такими как кошелек и ключи? Многие первокурсники звонили своим родителям, когда не могли попасть в общежитие. Но что могут поделать мама и папа на расстоянии сотен, если не тысяч километров? Может ли ваш ребенок решить проблему самостоятельно? Или, еще лучше, просто не терять ключи?
Умеет ли молодой человек регулировать или снимать стресс здоровыми способами?
Все испытывают стресс. И каждый ищет способ его облегчить. Если у вашего ребенка нет здоровых способов снять стресс, он найдет нездоровые. Мы считаем, что в студенческих городках было бы гораздо меньше пьянства и курения, если бы студенты больше спали, делали физические упражнения и медитировали.
Не перегорел ли старшеклассник?
Нед видит много измученных детей, которые чувствуют себя так, будто бегут по вечной беговой дорожке. Его ученица Элейн сказала: «Когда я думаю о том, что все, чем я занималась в старших классах, было ради оценок и баллов, я чувствую, что потратила впустую четыре года своей жизни. У меня не было ничего веселого».
Мы беспокоимся за таких детей, как Элейн. У вашего перегоревшего ребенка есть здоровые механизмы выживания? Знает ли он техники управления стрессом? Умеет ли устраивать себе перерыв время от времени?
Обладает ли школьник достаточными навыками для учебы в вузе?
Студенты должны уметь читать, понимать и запоминать информацию из текстов со скоростью, позволяющей им завершать рефераты и другие задания в срок. Кроме того, они должны уметь планировать, организовывать и расставлять приоритеты в своих многочисленных задачах и адекватно готовиться к экзаменам. Многие дети поражены объемом работы в вузе и резким повышением планки в учебе.
Обладает ли ваш ребенок достаточными социальными навыками, чтобы ориентироваться в сложной социальной среде?
Детям, не умеющим общаться с окружающими, будет особенно сложно. Возможно, они хорошо учатся самостоятельно, но сумеют ли они наладить дружеские отношения и разрешать конфликты со своими друзьями и соседями по общежитию? Смогут ли разобраться в водовороте студенческих вечеринок и попоек, а также противостоять опасности подсесть на такие развлечения?
Кому будет полезен год перерыва?
Когда родители ответят на эти вопросы честно, многие из них решат, что их ребенок не готов учиться в вузе, по крайне мере сейчас. И что же делать?Сегодня в вузы поступает больше детей, чем когда-либо прежде. По этой причине во все более широких кругах общества, возникло убеждение, что, если ты не поступил сразу после школы, ты — неудачник.Это лишено всякого смысла. И все же многие родители отчаянно хотят, чтобы их дети оказались в числе поступивших. Родители устали от работы надзирателями. Вуз — это социально приемлемый способ для родителей получить передышку. Они не знают других вариантов.
В таких странах, как Германия, Дания, Австралия и Великобритания, дети часто берут «перерыв на год» (или на два) для путешествия, работы или даже службы в армии. В Израиле в вузы поступают после двух лет военной или гражданской службы, что дает жизненный опыт и два дополнительных года развития префронтальной коры головного мозга.
Джейсон Сарухан, вице-президент Центра временных программ, говорит, что есть пять категорий студентов, которым такой перерыв очень полезен.Работник с высокими баллами за тесты и высоким средним баллом. Мы полагаем, это дети, такие как Элейн, которая уже четыре года словно бежит по беговой дорожке и перегорела.
Искатель смысла, как правило, имеет высокие баллы за тесты и более низкий средний балл. Это может быть такой ребенок, как Джоэль, который желает получить за тест 700 баллов, но не готов выполнить необходимую работу, чтобы добиться этого. Такие дети очень умны, но не применяют свои способности, если не видят веских причин; они хотят видеть смысл в своих действиях.
Прагматик, который хочет поступить в вуз с более четкой направленностью.Лорец с трудностями. Для большинства детей с СДВГ имеет смысл потратить немного времени на то, чтобы их мозг развивался чуть более интенсивно, чтобы подготовить их к успешной учебе к моменту поступления.Плывущий по течению, не полностью вовлеченный в жизненные события и, возможно, незрелый. Это ребенок, родители которого несли его на руках 41 километр из 42 километров марафона. Он просто не готов пересечь финишную черту — он еще не заслужил этого сам.Большинство детей, не готовых к поступлению в вуз, попадают в одну из этих пяти категорий, и многим из них было бы полезно сделать перерыв.
Комментарии