Двойные стандарты в воспитании
Что понимается под двойными стандартами в воспитании? Это принципиально различное применение правил, оценок и норм по отношению к одним и тем же действиям ребенка в зависимости от разных факторов. Это нормы и правила, которые меняются на противоположные, разрушая тем самым представления ребенка о морали и норме как таковой, являясь одной из проблем воспитания.
Как это выглядит на практике?
Ситуация двойных стандартов встречается во многих семьях, и родители не всегда отслеживают ее. Например, мы имеем дело с двойными стандартами, когда во главу угла ставится принцип «один из детей всегда зачинщик». Родитель разрешает одному ребенку ругаться на другого или ломать его вещи беспрепятственно, не формируя моральные принципы у любимого малыша. При этом положение второго ребенка противоположно: за такие же действия его строго наказывают. Это и есть двойные стандарты в ситуации реальной жизни, которые становятся двойным препятствием на пути формирования морали и мировоззрения обоих детей.
К сожалению, самым распространенным случаем двойного стандарта является разность правил и норм, предъявляемых со стороны взрослых членов семьи (мама говорит одно, папа — другое, а бабушка — третье). В этом случае также возникает несоответствие, в результате ребенок мечется меж двух огней или просто начинает игнорировать своих воспитателей, ведь их нормы не безусловны. Потому так важно приходить к единому правилу, обсуждая его предварительно и без ребенка. Чем больше будет достигнуто четкости, тем больше будет успехов в формировании представления о моральном поступке, принципах и нормах.
Ничем не лучше, когда двойным стандарт моральной нормы становится между родителем и ребенком. Например, от ребенка требуют порядка в комнате, а сами взрослые не следуют этому правилу. Но ребенок будет учиться не тому, что говорится на словах, внутренне он будет тяготеть к тому, что эмоционально принимается родителями и реализуется в повседневной жизни. И тем ярче это несоответствие будет проявляться, чем сложнее по реализации будет правило или норма. Мало того, у ребенка сформируется аналогичное представление: главное — все правильно сказать, а вот делать уже совсем необязательно. Поэтому правилом должно стать единство требований в семье.
Когда разные требования обоснованы
Конечно, есть ситуации, когда к детям предъявляют те же требования, как и к взрослым, но более мягко регламентируют их выполнение. Например, в семье есть правило, что каждый должен помыть за собой тарелку после еды, но от взрослого человека потребуется качественное мытье, а от ребенка в силу его возраста и возможностей — сама попытка это сделать (даже если родителю потом придется перемывать). Это уже не будет двойным стандартом, так как норма транслируется, и дается время на ее усвоение. Ребенку действительно это время необходимо.
Если совсем маленького ребенка до года вы застаете за сломанной им вещью старшего, то объяснять ситуацию старшему ребенку нужно как есть: «Пока маленький не может понять, как играть такой сложной игрушкой, поэтому убирай ее каждый раз на место, тогда этого не случится». Если младший уже старше года, то стоит обозначить ситуацию с учетом ее восприятия самим ребенком: может, он и сам уже расстроен. Вы можете сказать ему, что он уже сам себя наказал, затем, подчеркнув, что так делать не стоит, можете поискать выход из положения или показать то, что ребенку можно брать, его игрушки и место, где они лежат. Вариант решения «это нельзя, а это можно» легче принять как норму, так как оно дает выход для дальнейших действий.
Нельзя путать нравственные стандарты, которые едины, и, например, режим дня, который индивидуально регулируется, действительно различен у детей и взрослых, что является физиологической нормой. Но не делайте ситуацию конфликтной, подчеркните плюсы, которые есть у ребенка, создайте другую атмосферу!
Основой воспитания должна быть четкость и однозначность моральных норм и правил по своему содержанию. Форма их предъявления: степень строгости, краткость или подробные объяснения – это все подбирается индивидуально и зависит от возраста и характера ребенка.
Комментарии