Двенадцать ошибок в воспитании: как их избежать
Дисциплина – настолько субъективное понятие, что бывает трудно определить ее рамки. Такая неопределенность приводит к тому, что родители, прививая дисциплинированность ребенку, допускают ошибки. Рассмотрим самые распространенные из них.
Воспитание – это сложная работа, которую родители выполняют, не зная наверняка, как это делать. Когда у вас появляется ребенок, вы учите его жить в этом мире и в то же время сами многому учитесь.
Многие родители чувствуют себя измотанными и беспомощными, когда у них появляется ребенок. Родительство приносит как радость, так и множество проблем и изменений в образе жизни и рабочем графике.
На этом этапе родители должны избежать некоторых ошибок, чтобы воспитать ребенка самостоятельным и способным справиться с различными жизненными ситуациями.
Удобная ложь
Нельзя. Мы часто игнорируем правило, согласно которому должны делать то же, чему учим своих детей. Забывая об этом, не стоит ожидать, что дети последуют нашим советам. Дети учатся обманывать в раннем возрасте. Вам достаточно всего лишь солгать в мелочах, чтобы ребенок последовал вашему примеру. Дети улавливают самые тонкие нюансы лжи.
Рассказы о несуществующих монстрах, ложь о том, почему ребенок пропустил школу и почему вы не пошли в гости к друзьям, сокрытие каких-либо фактов от супруга – все это типичные ситуации, когда ребенок воспринимает ложь. Взрослые называют это оправданиями, однако дети воспринимают это как ложь. Взрослые могут отличать правду от лжи, но для ребенка это трудно. Постоянное использование оправданной лжи тоже учит ребенка лгать.
Необходимо. Осторожно относиться к использованию лжи в повседневной жизни. Ваша задача – показать ребенку хороший пример для подражания. Если вы этого не сделаете, вся ваша работа по его воспитанию будет неэффективной. Вместо того чтобы лгать в присутствии ребенка постарайтесь исправить ситуацию. Объясните ребенку свое поведение, чтобы он смог его понять и посочувствовать вам. Это даст и вам, и ребенку возможность честно поговорить и построить крепкие взаимоотношения. Открытое общение – это хороший способ объяснить свою точку зрения.
Пустые угрозы
Нельзя. «Перестань расплескивать суп на стол, или я тебе покажу!». Угрозы и шантаж распространены во многих семьях. Заставить ребенка выполнить домашние обязанности (убирать в комнате, складывать игрушки, одежду и книги на свои места, учить уроки, вовремя принимать пищу и т.д.) является для родителей непростой задачей. Поэтому они часто угрожают ребенку последствиями за невыполнение этих обязанностей. Они говорят, что не разрешат ребенку смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, пользоваться мобильным телефоном, гулять и т.д.
К сожалению, родители редко приводят свои угрозы в действие, и дети перестают воспринимать их всерьез. Дети не понимают важность родительских указаний, а угрозы в их понимании превращаются в пустые слова.
Необходимо. В таких ситуациях важно, чтобы ваши слова совпадали с действиями. Родители не любят играть роль «плохого полицейского», но иногда необходимо прививать ребенку дисциплину. Если ребенок слышит только угрозы или предупреждения, он понимает, что у него есть второй, третий шанс и т.д. Например, если вы говорите: «Или ты идешь обедать, или я выключу телевизор», он, вероятно, не услышит вас, пока вы не выключите телевизор. Вместо этого вы можете напомнить ребенку о последствиях, которые наступили в прошлый раз, например: «Помнишь, что случилось вчера, когда ты не пошел ужинать?». Такие напоминания помогают дисциплинировать ребенка, а также делают ваши предупреждения весомыми для ребенка. Когда ребенок четко поймет правила, которые вы ему озвучиваете, вам не будет нужно напоминать ему их или угрожать.
Материальные поощрения
Нельзя. Поощрения – хороший способ дисциплинировать ребенка. Система вознаграждений помогает ребенку сформировать хорошую модель поведения. Однако есть большая вероятность того, что эта система превратится в подкуп. Неправильная мотивация приводит к тому, что ребенок на первое место ставит свои эгоистичные мотивы. Когда вы говорите ребенку, например: «Если ты уберешь свою комнату, после этого можешь пойти погулять с друзьями», ваша мотивация превращается в подкуп.
Необходимо. Помогите ребенку понять, что мотивация должна исходить изнутри. Если вы честно объясните ребенку последствия за невыполнение обязанностей, это поможет ему понять серьезность ситуации. Например, вы можете объяснить ему, что если он не будет готовиться к экзаменам, то будет получать плохие оценки и может остаться на второй год. Если ребенок не будет убирать в комнате, он будет тратить много времени на то, чтобы найти нужные вещи, или в комнате могут завестись вредные насекомые.
Постарайтесь, чтобы этот разговор проходил в форме диалога, а не нравоучения. Когда ребенок имеет возможность высказать свою точку зрения, он с большей вероятностью сделает выводы из этого разговора. Кроме того, диалог поможет ребенку лучше понять вас.
Нарушение собственных правил
Нельзя. Простые правила обычно даются труднее всего. Например, многие родители учат детей чистить зубы дважды в день. Но сколько из них сами придерживаются этого правила? Дети скорее последуют негативному примеру родителей, чем положительному. Это касается и простых правил, которым мы учим своих детей: выключать свет, выходя из комнаты, мыть руки перед едой, говорить «спасибо» и «пожалуйста», делиться своими вещами и т. д.
Эти правила – основа дисциплины, но, если вы сами их не соблюдаете, ребенок также будет в них сомневаться.
Необходимо. Первое правило при установлении правил – соблюдать их самим. Родители являются примером подражания для ребенка. Следовательно, ребенок будет учиться у вас, в том числе и дисциплине. Придерживайтесь правил, которые вы устанавливаете для ребенка. Показывайте ему хороший пример и объясняйте важность таких действий. Вместе мойте руки перед едой, чистите зубы на ночь, мягко напоминайте ребенку, чтобы он выключал свет или говорил «спасибо» или «пожалуйста». Ваша компания поможет ребенку усвоить правила дисциплины.
Слишком долгое ожидание
Нельзя. Иногда мы слишком долго ждем, пока ребенок начнет следовать какому-либо правилу. Мы не обращаем внимания на непослушание ребенка, ожидая, что рано или поздно он послушается. Например, родители обычно слишком долго ждут, чтобы ребенок помыл обувь после прогулки. Родители обычно откладывают наказание за плохое поведение слишком долго.
Необходимо. Ребенок воспринимает ваши правила несерьезно и игнорирует их. Сообщите ребенку о последствиях: «Если ты не помоешь обувь, тебе придется завтра идти в школу в грязных туфлях». Так он лучше поймет необходимость выполнять ту или иную работу. Понимая реальные последствия, он становится более ответственным.
Длинные нравоучения
Нельзя. Это самая распространенная ошибка, которую допускают родители. Длинные нравоучения и указания, как ребенок должен поступать в тех или иных ситуациях, могут испортить ваши с ним отношения. Представьте на минуту, как скучно и бессмысленно раз за разом слушать то, что вы и так знаете. Вы можете это понять, ведь и сами часто сталкиваетесь с такими ситуациями на работе.
Как взрослые не любят слушать длинные монологи с указаниями, так и дети перестают их слушать где-то после третьего предложения.
Необходимо. Вместо нравоучений следует обсудить правила с ребенком. При этом важно говорить по сути. Вспоминая различные случаи плохого поведения ребенка, которые происходили в прошлом, вы можете заставить его думать, что вы его не цените. Кроме того, длинные нравоучения приводят к тому, что ребенок упускает из виду то, что вы хотите донести до него. Поэтому лучше использовать диалог для объяснения правил. Спросите его о причинах его поведения. Дайте ему возможность объяснить свой поступок и поговорите с ним о том, как исправить ситуацию. Чем больше вы позволяете ребенку чувствовать, что он может повлиять на ситуацию, тем более ответственным он становится.
Комментарии