Дисциплина и ответственность: с чего начать?
Многие уверены, что для поддержания дисциплины нужен жесткий контроль и продуманная система наказаний. Из-за этого некоторые родители вообще отказываются от правил поведения и считают, что ребенок сам рано или поздно поймет, «что хорошо, а что плохо». Оба эти подхода — крайности, от которых страдают и дети, и взрослые.
Что такое дисциплина и для чего она нужна?
Дисциплина — это умение человека соблюдать общественные нормы и правила. Конечно, этот навык может сформироваться у ребенка, когда он, наблюдая за отношениями других людей, сам находит закономерности, составляет правила и разбирается, для чего они нужны. Но лучше, чтобы дисциплину формировали родители — это значительно упростит жизнь ребенку.
Дисциплина — это не муштра и не дрессировка. В силу особенностей развития психики ребенок нуждается в четких правилах. И вот почему:
Правила делают мир предсказуемым. Ребенок знает, как себя вести в разных ситуациях, и понимает, какие последствия его ждут, если он их нарушит.
Дисциплина дает ребенку понимание, где заканчиваются его границы и начинаются границы других людей.
Благодаря правилам, он учится выстраивать конструктивные отношения с окружающими — друзьями, родителями, педагогами.
В подростковом возрасте дисциплина поможет противостоять соблазнам. Она дает внутренний стержень и формирует собственные правила.
Многие думают, что дисциплина основывается исключительно на наказаниях и ограничениях. Это не так. Внешние стимулы не долговечны, и рано или поздно они перестают работать, потому что ребенок очень быстро учится хитрить, обманывать и скрывать от родителей свои проказы.
Более эффективный метод — развивать у ребенка ответственное отношение к себе и своим обещаниям. Когда он хорошо понимает себя и свои эмоции, разбирается в поступках окружающих и видит, к каким последствиям приводит нарушение правил, соблазн не подчиниться правилам будет намного меньше.
Почему дети нарушают правила?
Казалось бы, при очевидной пользе и стремлении детей к порядку, они не должны нарушать правила, но нарушают. Почему так происходит?
Вы установили слишком много правил и запретов, поэтому ребенок логично хочет избавиться хотя бы от части и получить чуть больше свободы.
Ваши правила противоречат друг другу. Помните шутку о том, что мама научила меня преодолевать невозможное — закрывать рот и есть суп? А еще бывает так, что сегодня можно то, что было нельзя вчера. Это тоже не способствует дисциплине.
Ребенок не понимает, для чего нужны те или иные правила. Если вы просто запрещаете, но не объясняете, почему нельзя, например, играть с огнем или засовывать металлическую спицу в розетку, то это захочется узнать.
Ребенок проверяет вас и ваши границы. Он хочет удостовериться, что правила действуют всегда, и последствия всегда одни и те же. Кроме того, в определенном возрасте ребенок проверяет, кто в семье главный (он или родители), поэтому намеренно не соблюдает установленные в семье порядки.
Вы считаете, что ребенок может регулировать свое поведение самостоятельно, поэтому не устанавливаете никаких правил, но почему-то ждете, что он будет их соблюдать. Нельзя следовать тому, о чем не знаешь.
Кажется, чем младше ребенок, тем проще приучить его к дисциплине. И во многом это так: установить правила малышу проще, потому что у него еще не сформированы деструктивные привычки. С другой стороны, со старшими детьми бывает проще договориться и объяснить им последствия их поступков, т. к. у них уже есть некоторый жизненный опыт.
Комментарии