Детские истерики: причины и реагирование
Истерика у ребёнка — это сильная эмоциональная реакция в ответ на фрустрацию (невозможность достичь желаемого).
Истерики возникают у большинства детей как один из способов эмоционального реагирования. А вот станет ли этот способ регулярным — во многом зависит от взрослых.
Есть разные классификации истерик, я бы предложила такие варианты:
Непреднамеренная истерика — как ответ на чрезмерное физическое/психическое перенапряжение.
Чем младше ребенок, тем чаще истерики происходят из-за незрелости нервной системы.
▪️Наблюдайте за ребёнком, чтобы знать комфортный для него уровень нагрузки
▪️не перегружайте малыша впечатлениями
▪️контролируйте режим дня, не допускайте перевозбуждения/перенапряжения/перегрузки
▪️готовьте ребёнка к происходящим событиям заранее
▪️сбалансируйте режим нагрузок и отдыха
▪️предъявляйте ребёнку адекватные требования, реалистичные ожидания.
Непреднамеренная истерика — как ответ на фрустрацию у маленьких детей, своеобразная «проба пера»: ребенок просто выражает сиюминутные эмоции, он не умеет реагировать иначе.
▪️Если вы уже сказали «нет» — не меняйте своё решение в страхе от реакции ребёнка
▪️не уделяйте лишнего внимания происходящему; если надо, уберите от ребёнка всех зрителей
▪️подождите, пока ребенок это переживёт, оставаясь рядом или отойдя в сторону
▪️что-то говорить, объяснять и воспитывать в этот момент не нужно и, откровенно говоря, бесполезно.
Преднамеренная истерика — как способ получить желаемое. В этом случае ребенок не входит искренне в ту интенсивность эмоций, которая характерна для истерики, а просто изображает её.
Истерика как закрепленная реакция — отличается от предыдущего варианта тем, что ребенок не изображает, а искренне испытывает неадекватный эмоциональный диапазон, не отдает себе отчета в происходящем, не имеет ресурса и навыка успокоения.
— Как правило, эти два варианта закрепляются благодаря положительной реакции взрослых. То есть в ответ на истерику ребенок получает желаемое и/или очень много внимания. В итоге, истерика становится отличным механизмом, который работает.
В данном случае нужно помочь ребёнку уйти от закреплённой реакции и приобрести новые способы реагирования. Это как раз та ситуация, с которой можно и действительно полезно обратиться к психологу.
Реакция на безысходность. Не всегда принимает интенсивность истерики, но имеет место быть. В теории привязанности называется «слезами тщетности».
— если ребенок готов вас слушать в этот момент, то стоит обозначить, объяснить и принять эмоции ребёнка, возможно, придумать способы совладания
— если нет, то позвольте ребёнку просто пережить это, не осуждая его реакцию, не запрещая и не уделяя ей много внимания
— при желании ребёнка ситуацию можно обсудить позже в спокойной обстановке, но настаивать на этом не стоит.
Как правило, истерики возникают у ребёнка впервые в возрасте 1-3 года и зависят от индивидуальных особенностей ребёнка и обстоятельств внешней среды.
Помните, что у истерики есть два момента: когда становится понятно, что она вот-вот наступит, и когда она уже наступила.
В первый момент можно:
-попробовать переключить внимание ребёнка
-применить методы эмоционального контейнирования
-предложить способы совладания (виртуальное исполнение желания, договоренность о возможности исполнения).
Во второй момент нужно:
-минимизировать количество зрителей, если это общественное место — спокойно, но оперативно удалить ребёнка оттуда
— уделять происходящему минимальное количество внимания
— самим оставаться спокойными!
НЕ нужно пытаться что-то объяснить, успокоить или воспитывать.
Когда ребенок успокоится, обсуждать произошедшее не обязательно; ругать- тем более. Просто продолжайте общаться.
Всё вышеперечисленное поможет вам не закрепить истерику в качестве базовой реакции на происходящее у ребёнка.
Что помогает ребёнку реже впадать в истерики?
Адекватные границы, четкие аргументированные и понятные правила, возможность в соответствии с возрастом проявлять свою волю.
Комментарии