Деньги не игрушка: как вырастить из ребенка миллионера
«Деньги не игрушка! С ними учатся обращаться во взрослом возрасте», — так считает большинство родителей. В результате уроки финансовой грамотности многие получают уже на практике, учась на своих ошибках.
Между тем психологи утверждают: финансовая гигиена прививается с раннего детства и напрямую зависит от установок мам и пап. Как банкир, я знаю, как важно уметь правильно распоряжаться деньгами. Как отец двоих детей, я понимаю, что их будущее финансовое благополучие в моих руках. Хотите, чтобы ребенок был успешен? Преподавайте ему финансовую грамоту одновременно с азбучными истинами. На своем опыте могу сказать, что самое главное здесь — активное участие родителей, искренняя заинтересованность и личный пример.
Начните со сказок
Начинать разговор о деньгах можно, как только ребенок проявил интерес к этой теме. Конечно, «капитал», «инвестиция», «процентная ставка» и прочие фундаментальные понятия из мира взрослых будут недоступны детям младшего возраста. Но, поверьте, даже малыш шести лет уже осознает разницу между богатством и бедностью и знает, что «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Всё это почерпнуто из детских сказок — первых учебников финансовой грамотности. А поэтому включайте в стандартный «сказочный» набор правильные тексты, чтобы с детства формировать позитивные установки. Чтобы с возрастом не оказалось, что «деньги даются тяжелым трудом», «все богатые люди — воры», «приятный заработок — неправильный» и прочие негативные внушения, влекущие хроническое безденежье. Высший пилотаж — придумывать сказки «с финансовой изюминкой» для ребенка самостоятельно.
Развить тему можно, как только появятся вопросы «Куда по утрам уходят папа и мама?» и «Почему нельзя купить эту игрушку?». Расскажите, что папа и мама ходят за деньгами, а игрушки нельзя покупать каждый день. Так ребенок постепенно войдет в мир финансов, узнает о том, чем живут взрослые, и начнет примерять эту жизнь на себя.
Внесите элемент игры
Дети познают мир, играя — копируя взрослых в игре. Помните «дочки-матери», «больничку» и миллион других поведенческих развлечений? Так почему бы не поиграть в предпринимателей-финансистов? Подключайтесь к игре сами. Это укрепит отношения с ребенком и станет отличным примером грамотного педагогического подхода к финансовому образованию. Сыграйте в «магазин», но не ограничивайтесь простым сценарием. Это в нашем детстве деньги можно было нарвать на ближайшем дереве, а потом рассчитываться листочками за товар. У современных детей — при всем изобилии игрушек — потребности намного выше. Интегрируйте малышей не только в игру, но и в подготовку: нарисуйте купюры сами — разного цвета, размера, номинала (с этим словом ребенок едва ли знаком, но усвоит его благодаря вам, готовясь к «магазину»). Чем раньше произойдет знакомство с деньгами, тем лучше.
С детьми постарше можно играть в хит всех времен и народов — «Монополию». Главное, не впасть в азарт, а ненавязчиво вести просветительскую деятельность: о роли денег, о том, как они работают.
Учитывайте особенности
Впрочем, занять традиционными играми современных детей могут только очень увлеченные родители. Ключевая особенность представителей поколения Z (молодежь, рожденная с середины 1990-х до середины 2000-х) и «Альфа» (рожденные после 2010 года) заключается в том, что эти дети не знают мира без интернета. Они родились с гаджетами в руках и научились обращаться с телефоном и планшетом раньше, чем говорить. Реальный мир их не очень интересует, и родители часто отмечают, что не могут выгнать своих чад из-за компьютера. Знакомо?
Тогда ваше подспорье — развивающие финансовые приложения, чаще всего в виде игр. Вместо того чтобы осуждать пристрастие к компьютеру (который является естественным каналом познания окружающего мира для современных детей, какими для нас были книги и игры во дворе), можно взять его на вооружение и увлечь дитя полезными обучающими играми: простенькими, но красочными квестами — для самых маленьких, логическими задачками посложнее — для ребят старшего возраста.
Поддержите первые шаги
По мере взросления нарисованные и виртуальные деньги можно заменять на реальные. Наличными или на карте — непринципиально. Отметим, свой пластиковый «кошелек» в России могут иметь дети от шести лет: именно с этого возраста они получают право на совершение самостоятельных мелких бытовых операций, а также сделок по распоряжению средствами, предоставленными родителями (типа покупок в магазинах, пополнения баланса мобильного телефона и пр.).
Дошкольникам и школьникам можно давать деньги на проезд, питание в столовой, на покупку канцелярских товаров и пр. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно принимать решения о том, на что потратить карманные деньги. Это позволяет чувствовать себя взрослее, учит делать выбор и нести за него ответственность. По этой же причине не стоит страховать все детские ошибки: ребенок может принять как должное, что его финансовые промахи компенсирует родитель, и не научится планировать бюджет.
Советуйтесь с детьми во время совершения собственных покупок, вовлекайте в семейную экономику. Это поможет сформировать критерии разумности трат. А ценность и цену денег легко разъяснить опытным путем — через первый заработок. Посильный оплачиваемый труд на каникулах — лучший способ дать понять ребенку, сколько стоят деньги.
Снизьте градус контроля
Задача родителей — взять себя в руки и не мешать развитию ребенка чрезмерным контролем (а это порой ой как сложно!). Поделитесь своим опытом, научите планировать расходы и вести бюджет. Но не более. Если вдруг процесс застопорился или свернул не туда, корректируйте действия детей наводящими вопросами о целесообразности тех или иных трат. Только вопросы, никаких директив! Лишь самостоятельные решения разовьют ответственность и навыки финансового планирования.
Конечно, полная финансовая свобода в отношении детей и подростков — это риск. Но, как известно, маленькие детки — маленькие беды: лучше рискнуть малыми суммами в детстве и получить хороший опыт, чем потерять значительные деньги, будучи финансово безграмотным взрослым.
Приучайте малышей ответственно относиться к деньгам с детства. Поощряйте финансовую независимость. Воспитывайте собственным примером. Пусть ваши сын или дочка знают, что вы поможете им в сложной ситуации, но за свой бюджет они отвечают сами.
Эксперт: Дамьен Леклер, начальник управления развития отношений с обеспеченными клиентами и некредитных продуктов, АО «Райффайзенбанк»
Комментарии