Делая ребенка счастливым сейчас, мы лишаем его счастья в будущем
Каждый родитель по мере возможности старается уберечь свое чадо от неприятностей — от жизненных разочарований, от болезней и невзгод — именно так представляют большинство взрослых счастливое детство. Нередко мамы и папы предупреждают даже малейшие несчастья – разбитые коленки, невкусную еду, двойки в школе.
Чрезмерная опека. Стремясь помочь, взрослые увлекаются этим процессом и начинают делать многие вещи за ребенка. Родителей не всегда радует самостоятельность малышей, потому что «все равно не получится», «рановато». Но как же оно получится, если не пробовать? Любая ошибка – это не менее важный опыт, чем правильно выполненное действие, и от негативного опыта во многом зависит умение принимать самостоятельные решения в будущем.
Наверное, многие удивятся, но одеваться и снимать одежду без помощи родителей малыши способны уже в трехлетнем возрасте, в то время как мамы и папы раздевают и одевают детей в старших группах детского сада — так быстрее и надежнее, а многие заботливые бабушки продолжают это делать и в начальной школе.
Часто замечаю в поликлинике, что на вопросы врача отвечает не ребенок, а мама. Так быстрее, проще, легче – маме, не ребенку, так как он не научится отвечать, если ему не разрешать это делать. Позвольте малышу самому рассказать врачу, как он себя чувствует, позвольте самому одеться после осмотра. Да, это дольше, но разве вы куда-то спешите?
В природе каждого ребенка заложена самостоятельность и вместе с ней множество страхов: быть непонятым, непринятым, осмеянным. Дети боятся задавать вопросы, обращаться к взрослым, просить водителя маршрутки остановиться на нужной остановке. Важно помогать ребенку обретать самостоятельность, не оберегая от каждого дуновения ветра, чтобы не видеть впоследствии трясущегося от страха ребенка, не способного решиться на элементарное действие.
Помощь школьникам. Родители, жалея начинающего учиться ребенка и опасаясь, что без их помощи чадо получит двойку, помогают ему выполнять домашние задания, а порой и делают это самостоятельно, не утруждая школьника. Вы всегда можете помочь, подсказать, объяснить непонятную тему, но выполняя домашнее задание за ребенка, вы оказываете ему медвежью услугу – он не только не научится решать задачки, но и планировать время, и видеть последствия своих поступков. Не выучил урок – получай двойку — эта причинно-следственная связь так же работает и во взрослой жизни: проспал – опоздал на работу – тебя уволили.
Комментарии