Болезненная реакция ребенка шести лет на любой проигрыш
Давайте будем разбираться.Конечно неплохо было бы привести в качестве примера ваши слова и реакции на поражение ребенка в точности. Поскольку примера реакций нет, я буду рассматривать ваш вопрос с позиции наиболее частых реакций родителей в практике.Прежде всего, хочу отметить, что вы стараетесь решить проблему, это ресурс, который поможет вам.Реакция ребенка на проигрыш формируется исходя из следующего:
1. ответ родителя на проигрыш ребенка, например, такой «ничего страшного, все проигрывают, выиграешь в следующий раз». Ребенок 6-ти лет в силу возрастных особенностей еще не готов понять «в следущий раз выиграешь» также как это понимают взрослые. Но, ребенок 6-ти слышит эмоциональный фон «ничего страшного», звучащий для него как обесценивание его эмоции. Это и провоцирует ребенка вновь и вновь реагировать на проигрыш истерикой, в «надежде» получить иную реакцию родителя, в «надежде» услышать принятие его эмоции, пусть даже и негативной. В данном случае можно дать ребенку покричать, поплакать, присоединяясь к нему эмоционально и одновременно поддерживая. Например, словами, «понимаю, неприятно проигрывать», «я чувствую, тебе тяжело, ты злишься» и т. п.
2. Полностью отсутствующая реакция родителя, полное игнорирование реакций ребенка на проигрыш, оставление ребенка один на один с эмоцией обиды. В данном случае ребенок не будет понимать хорошо или плохо он делает. В данном случае важно осознать, что долгое и/или полное игнорирование происходящего будет провоцировать ребенка на продолжение негативного реагирования на проигрыш, так как ребенку нужно получить итог и понять до конца родительскую реакцию.
3. Крик, ругать, обвинение. Это одна из крайних форм реагирования родителей на проигрыш ребенка. Безусловно, одна агрессивная реакция (агрессия ребенка) будет увеличивать другую (агрессия родителя) и т.д. Таким образом, получится замкнутый круг, разорвать который сможет лишь родитель, убрав собственную агрессивную реакцию.
4. Предшествующие реакции родителей на ребенка в виде сравнения или ориентирования ребенка на других детей. Условно, это могут быть такие слова мамы или папы «ты можешь лучше», «посмотри, другой мальчик/девочка может, а ты?», «мальчик/девочка в группе в садике уже знает буквы, а ты когда выучишь», «Максим лучше тебя умеет рисовать» и тому подобные фразы, несущие смысл сравнения своего ребенка с другими. Что здесь важно — это ориентировать успехи ребенка или его неуспехи только на него самого, не сравнивая м другими, не приводя других детей в пример.
5. Реакции самих родителей и собственные проигрыши в жизни. Часто происходит, что родители, сами того не замечая обсуждают соих друзей или знакомых не обращая внимание на присутствие ребенка в квартире. Например, мама может сравнивать себя с более успешной подругой, акцентируя внимание на своей неприятной эмоции, когда не хочется быть хуже подруги. Это лишь пример, соотнесите его с вашей ситуацией в семье. Проанализируйте и помните, что ребенок шести лет находится в процессе своего психологического развития и ему интересно абсолютно все, что говорят родители, даже не ему лично.
Комментарии