Базовые навыки вежливого общения для детей

Базовые навыки вежливого общения для детей

Часто от взрослых можно услышать: «Последний раз, когда я была на подобном мероприятии, один из гостей просто осаждал меня разговорами. Он все говорил, говорил, говорил, не останавливаясь. Я пыталась дать ему понять, что мне не интересен этот разговор и я хочу его закончить, но он не обращал на это никакого внимания. Ох, как он меня утомил!».

Обучение детей вежливому и эффективному общению является одной из наиболее важных задач родителей. Надежда на то, что дети сами освоят необходимые навыки общения без родительского руководства, – большая ошибка. Родители должны начать прививать детям основные навыки общения с самого рождения и продолжать их оттачивать по мере взросления ребенка.

Эффективное общение – главный талант, необходимый для жизни в обществе. Ведь если ребенку не привить необходимые навыки, он может в течение всей жизни испытывать дискомфорт, находясь в нем.

Ежедневное общение родителей с детьми является отличным способом моделирования основных навыков общения. Сознательно акцентируемая вежливость в беседах с малышами помогает заложить им фундамент хорошего общения в дальнейшей жизни. Конечная цель родителей в развитии навыков эффективного общения у детей состоит в воспитании человека, который учтиво общается, слушает то, что говорят другие, а также человека, который в состоянии четко формулировать свои мысли, идеи и мнения.

В книге Пегги Пост «Энциклопедия этикета Эмили Пост» предложено шесть основных навыков общения, которые родителям стоит привить своим детям.

Первый навык. В первую очередь это зрительный контакт. Важно, чтобы дети научились устанавливать зрительный контакт с человеком, с которым они разговаривают. Прямой зрительный контакт с собеседником выражает интерес и уважение. Также детям важно знать о том, что, когда во время беседы они смотрят в сторону, то тем самым проявляют безразличие и отсутствие хороших манер.

Второй навык. Залог эффективного общения – это четкая и грамотная речь с использованием хорошей дикции, лексики, без спешки и обрывистости. Пример такой речи должны показать родители. Важно обращать внимание детей на совершаемые ими ошибки, но делать это очень мягко, деликатно, не смущая ребенка. Не следует делать замечания в присутствии посторонних, так как дети могут почувствовать себя неловко и неуверенно и впредь будут стесняться говорить что-либо при незнакомых людях.

Третий навык. Говорить нужно по очереди и никогда не перебивать собеседника. Дети должны быть приучены не встревать в разговор только потому, что им хочется поговорить или высказаться. Важно, чтобы родители обуздывали подобное поведение и прививали детям навыки самоконтроля. Когда ребенок перебивает, родители должны прекратить разговор, деликатно, но твердо указать ребенку на очередность собеседников, а затем продолжить общение с того же места, на котором оно остановилось.

Четвертый навык. Слушать нужно внимательно и соответствующим образом реагировать на услышанное. Если родители будут хорошо и внимательно слушать своих собеседников, дети захотят копировать их модель поведения и сами станут хорошими слушателями. Разговаривая с детьми, родители должны их внимательно слушать и повторять ключевые фразы, которые произносит ребенок, так, чтобы он чувствовал себя услышанным. Задайте ребенку соответствующие вопросы и дайте ему возможность ответить. Проявляйте интерес к тому, что ребенок хочет вам сказать. Лучшие собеседники – это те, кто умеет хорошо слушать.

Пятый навык. Вежливое присоединение к разговору. Необходимо научить детей правильно присоединяться к беседе, так, чтобы соблюсти этикет и проявить хорошие манеры. Если родители постоянно демонстрируют, как вежливо вступать в разговор, со временем дети позаимствуют эту практику.

Родителям важно показать детям, как нужно спокойно подойти к собеседникам, улыбнуться им в процессе разговора, слушать, что они говорят, и ждать, пока они не договорили, прежде чем заговорить самому. Родителям также важно научить детей тому, как вежливо себя вести, когда кто-то еще присоединяется к оживленной беседе. Собеседники из основной группы должны улыбнуться, кивнуть и признать новичка, а когда он закончит, можно перейти к приветствиям и знакомству.

Шестой навык состоит в том, чтобы заканчивать разговор в вежливой и приятной форме. Завершение разговора с соблюдением хороших манер является одним из важнейших навыков, над развитием которого должны усердно поработать родители. Они должны поощрять детей завершать беседу чем-то приятным, как, например: «Простите, я обещал двоюродному брату встретится и погулять с ним, поэтому сейчас мне нужно идти, но поговорить с вами было очень приятно».

Среди других важных навыков общения, которые родители должны привить детям, можно выделить контроль громкости своего голоса, табу на сквернословие и употребление жаргонных слов, а также сохранение в тайне того, что вам сказали по секрету.

Родители также должны помочь детям научиться понимать жесты и мимику, являющиеся составляющими невербального общения. Хмурить лицо, закатывать глаза, строить гримасы, зевать, расправлять волосы, отворачивать лицо, покусывать ногти или смотреть на часы – все это плохие манеры. Дети должны знать, что их нежелательные жесты и мимика могут послужить причиной плохого самочувствия собеседника.

Важным навыком для эффективного общения будет также умение считывать невербальные сигналы других людей, которое со временем поможет детям понять момент, когда стоит закончить разговор или сменить его тему.

В современном мире коммуникаций каждому человеку необходимо быть знатоком в области человеческого общения. Дети нуждаются в руководстве родителей, чтобы научиться тому, как эффективно и вежливо общаться. Хорошие навыки слушания, самоконтроля, грамотная речь и восприимчивость – это все то, что им предстоит освоить.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>