Активные формы работы на родительском собрании
Как часто слышишь от специалистов (педагогов, социальных педагогов, психологов) фразы из серии « с детьми работать еще можно, а вот с родителями…», «лучше десять занятий с детьми, чем одно с родителями…», «чего ждать от детей, если родители такие…». Хочется разобраться в вопросах, которые возникают в связи с работой с родителями. И, если честно, выступить в защиту родителей.
Современные мамы и папы сталкиваются с массой противоречивых требований. С одной стороны, они должны содержать детей на достойном уровне, то есть много работать, с другой стороны, проводить как можно больше времени с детьми… Они должны быть профессионалами в своей области, чтобы демонстрировать достойный пример детям, и должны разбираться в вопросах психологии и воспитания. Все вокруг говорят, что они должны воспитывать самостоятельную, самодостаточную личность, но те же люди твердят о том, что родители должны контролировать детей.
Могу утверждать, что среднестатистическим мамам и папам эти противоречия кажутся сложноразрешимыми, мало того — вызывают раздражение и недоумение. Могу понять и педагогов, от которых требуют активного взаимодействия с родителями, привлечения их к работе с детьми, а о том, как это делать, умалчивают. В данном случае, вероятнее всего, предполагается, что психолого-педагогическая компетентность педагогов и психологов в вопросах работы с родителями сформирована, что далеко не всегда так. Я не раз слышала от школьных учителей, воспитателей детских садов, специалистов дополнительного образования вопросы о том, каким образом организовать беседы (занятия) с родителями по различным темам.
Читая программы по работе с родителями, весьма часто обнаруживаю следующие моменты, которые мне кажутся весьма сомнительными.
Во многих программах занятия строятся на основе лекций и объяснений, причем часто абсолютно очевидных вещей. Это не может не раздражать взрослого человека, которого пытаются научить тому, что он и так давно знает. Кроме того, известно, что знание далеко не всегда влияет на поведение.
Например, практически каждый родитель знает, что бить детей, кричать на них нельзя, при этом добрая половина таких « знающих» делает это регулярно.
Позиция ведущего занятий с родителями сродни позиции учителя, мудреца, эксперта, знающего правильный ответ.
Однако всем известно, что истории рождения и воспитания детей в разных семьях разные, соответственно очевидна уникальность опыта воспитания в каждой семье, и игнорирование этого опыта обедняет занятия с родителями.
Можно смело утверждать, что в работе с родителями у специалистов могут быть только субъект-субъектные отношения, основанные на уважении опыта каждого родителя, признании его способности воспитать достойного человека.
Практически у всех родителей возникают сомнения в том, насколько они справляются со своими обязанностями, правильно ли себя ведут с детьми. Задача психолога, педагога — поддерживать родителей, при необходимости мягко, недирективно корректировать родительскую позицию.
Традиционной формой работы с родителями в учреждениях образования считаются родительские собрания, реже — тематические встречи, которые стараются включить как составляющую часть в родительские собрания. Достаточно часто в качестве ведущего такой тематической части приглашают специалиста: психолога, социального педагога, медика и др. Такой «гостьей-ведущей» приходится выступать и мне. В ответ на вопрос к классным руководителям об ожиданиях от этих встреч я чаще всего слышу просьбу объяснить, вразумить, внушить. «Интерактивные» ожидания встречаются крайне редко.
Тем не менее, движимая позициями, которые излагала выше, я стараюсь вступить с родителями в диалог разными способами, которыми хотела бы поделиться.
«Пятьдесят на пятьдесят»
Эта форма работы предполагает разделение ответственности с родителями. То есть, давая часть информации родителям, ведущий оставляет за ними право вторую часть создать самостоятельно, исходя из своих позиций, убеждений, опыта.
Например, ведущий объясняет физиологические особенности подросткового возраста и их проявление в поведении. Задача родителей — составить рекомендации по взаимодействию с ребенком, который подобное поведение демонстрирует.
Я привожу родителям следующую возрастную особенность подростков: гормональные изменения приводят к тому, что детей в этом возрасте отличает неустойчивое настроение, раздражительность. В ответ родители составили такие рекомендации: следить за тем, чтобы у ребенка была еда, он был сыт («голодный всегда раздражен больше, чем сытый»), игнорировать мелкие, незначительные вспышки раздражения («быть немного глухим и чуть-чуть слепым»), проявлять сочувствие к состоянию («ему тяжелей, чем нам»).
Подобными способами могут рассматриваться многие темы, например: «Причины детских страхов и методы их профилактики и коррекции в семейных условиях», «Причины употребления ПАВ детьми и подростками», «Карманные деньги — каприз или потребность», «Влияние стилей семейного воспитание на личность ребенка» и другие.
«Разрешение потенциально возможных ситуаций»
Данный тип занятий дает возможность родителям обсудить возможные варианты поведения в типичных, тревожащих нас ситуациях, которые могут быть актуальными, а могут быть потенциально возможными. Работая с потенциально возможными ситуациями, мы, по сути, занимаемся профилактической работой. Смысл данной работы сводится к обсуждению стратегий поведения в какой-либо ситуации, исходя из личного опыта участников, их убеждений и представлений. Задача психолога — вести, направлять диалог, комментируя отдельные (возможно, самые неожиданные) предложения родительской аудитории. Такого рода работа позволяет «примеривать на себя» различное поведение.
Примеры таких ситуаций: «Вы узнали, что ребенок прогуливает уроки»; «Ребенок разместил в социальных сетях свои фотографии, которые вам кажутся неприличными»; «У вас есть подозрения, что ребенок курит» и др.
«Мысли детей и родителей»
Данный тип задания дает возможность родителям осознать, что ситуация, сложившаяся у них, не исключительная, с ней сталкиваются и другие родители, успешно ее решая. Такая форма работы часто ориентирована на ценностные установки родителей, расширение их представлений о воспитании, развитии и жизни в целом.
Я часто применяю эту форму работы с родителями выпускников, которые готовятся к ЕГЭ и другим экзаменам.
Выпускные экзамены — это стресс и для детей, и для родителей. Я строила родительское собрание на основе обсуждения противоположных по смыслу высказываний детей и родителей, прошедших ЕГЭ несколько лет назад. Приведу примеры этих фраз: — «ЕГЭ как чаши весов: на одной — мои баллы, на второй — вся моя жизнь» и «Это просто экзамен, если посмотреть на него с высоты птичьего полета — это просто точка в линии жизни, зачем раздувать из точки шар».
— «Если я не сдам ЕГЭ, вся моя жизнь пойдет под откос».
— «Я плохо сдала ЕГЭ и пошла работать. Этот год принес мне понимание того, кем я на самом деле хочу быть дальше. Какое же счастье, что я провалила этот экзамен и не приняла неправильное решение!»
— «Это вопрос принципиальный. Если мой ребенок не сдал ЕГЭ, то я плохая мать, не сумевшая его подготовить к жизни».
— «Это просто экзамен, который можно сдать снова. От него не зависит — жить или не жить. Так стоит ли рисковать здоровьем ребенка?»
— «Такие баллы — это катастрофа. Вся жизнь пошла под откос. Ради чего так старались?!»
— «Баллы низкие, но жизнь продолжается. Экзамен провалили. Это урок для всех нас. В конце концов, ровно идут те, кому незнакомы падения, но им незнакомы и взлеты».
«Мысли великих»
Эта форма работы похожа на описанную выше («Мысли детей и родителей») и предполагает подборку афоризмов по определенным психолого-педагогическим темам. Выбранные афоризмы могут демонстрироваться всем родителям сразу (например, с помощью интерактивной доски), а могут быть выданы каждому родителю. Во втором случае у родителей есть возможность забрать этот материал домой, возможно, поразмышлять дома.
Работа с подобранными афоризмами может строиться по-разному: — обсуждение содержания каждого афоризма; — выбор того афоризма, который в наибольшей степени отвечает родительской позиции, и обоснование своего выбора; — выбор того афоризма, с которым категорически не согласен, и обоснование своего выбора; — ранжирование афоризмов по какому-либо признаку (наиболее часто применимые в опыте воспитания, принципиально совпадающие с жизненной позицией родителей и др.); — объединение родителей в группы по степени схожести выборов, обсуждение и представление выбранных афоризмов.
Мне нравится использовать данную форму работы с родителями по следующим темам: наказания детей, отношения детей и родителей (любовь, уважение, страх).
«Копилка родительского опыта»
Эта форма работы связана, с одной стороны, с развитием личности самих родителей, а с другой — с решением родителями воспитательных задач, некоей воспитательной проблемой.
По ходу такой работы могут обсуждаться следующие темы личностного развития родителей: как успокоиться и не кричать на ребенка, когда ты раздражен; как сказать ребенку о разводе, смерти; как провести отпуск с ребенком и отдохнуть самому и др.
Могут обсуждаться и темы, связанные с воспитательными ситуациями: как реагировать на агрессивное поведение ребенка; что делать, если ты понимаешь, что ребенок врет; что делать, если ребенок украл деньги; как ограничить время, проводимое ребенком за компьютером.
Порядок проведения этой формы работы включает в себя следующие этапы:
определение темы, актуальной для родителей;
создание каждым участником записок с советам и рецептами по данной теме. По сути, это письменный ответ на вопросы: «Как вам кажется, что поможет в этой ситуации? Как, по вашему мнению, необходимо в этом случае поступить?»;
— сбор в общую коробку-копилку всех советов-рецептов;
— поочередный выбор всеми родителями совета-рецепта из копилки «вслепую» (возможно, передача копилки по кругу);
— индивидуальное обдумывание родителями доставшегося совета-рецепта;
— поочередное представление доставшегося рецепта-совета с обозначением своего мнения;
— коллективное обсуждение процесса, включающее в себя ответ участников на вопрос: «Какой из услышанных рецептов показался вам наиболее интересным и полезным?».
Описанные формы работы призваны активизировать родителей, вызвать у мам и пап желание высказать свое мнение и позицию. Хочется отметить, что далеко не всегда эту задачу получается решить. Входя в здание школы, многие родители как будто снова превращаются в детей, выражая желание только слушать и как можно быстрее покинуть это здание. Сам тот факт, что на родительских собраниях родители садятся за школьные парты, а учитель занимает привычную назидательную позицию у доски, тоже не способствует диалогу.
Если современные дети уже привыкли к работе в кругу, то для современных родителей это абсолютное ноу-хау. Тем не менее если диалог получился, то у родителей (как и у детей) появляется вкус к работе подобного рода. Конечно, в данном случае нужно понимать, что решение организационных вопросов с родителями — это одна задача, а тематические занятия — совершенно другая, их имеет смысл разделять. Очевидно, что содружество, сотрудничество с родителями повышает качество и воспитательной, и образовательной работы. Именно поэтому работе с родителями необходимо уделять внимание и относиться к ней не как к формальности, а как к творческой задаче.
Комментарии