Адаптация в новой школе: как занять свое место под солнцем
Причины, заставляющие переводить ребенка в другую школу или класс, могут быть самыми разными. Это и смена места жительства, и желание дать детям возможность учиться в лучшей частной школе с высокими стандартами, и трудности взаимоотношений с учителями или одноклассниками в прежней школе.
В любом случае смена коллектива влечет за собой стресс. От выбора новой школы во многом зависит глубина стрессового воздействия на психику ребенка. И дорогая частная школа — вовсе не гарантия того, что адаптация пройдет успешно.
Родителям стоит учитывать, что чем более высок статус учебного заведения, тем избирательнее и придирчивее относятся к новичкам учащиеся, их родители и даже учителя. Отлично подготовленный, общительный ребенок может так и не найти общего языка с одноклассниками, если те почему-то решат, что он «не из их круга».
Прежде чем переводить детей в новую школу, родителям обязательно нужно узнать про учебное заведение как можно больше — от учителей, родителей, читая отзывы в интернете и даже слушая сплетни.
В любом случае, ребенку лучше всего приходить в новый класс в сентябре, с началом учебного года. В это время всем детям приходится перестраиваться с каникулярной вольницы к более строгому режиму учебного года, заново привыкать к нахождению в коллективе. Как правило, за лето все дети меняются и взрослеют, и в соответствии с этим происходит перераспределение ролей в коллективе, перестраивается его иерархическая структура. Какие-то ученики уходят, на их место приходят новички, и в начале учебного года эти изменения воспринимаются гораздо естественнее и легче. И новеньким гораздо легче вписаться в еще неустоявшуюся структуру взаимоотношений, чем в середине года.
Если осуществить перевод к сентябрю невозможно, родителям стоит провести рокировку места учебы во время следующих ближайших каникул. Труднее всего происходит адаптация новичка, если ребенка переводят в новый коллектив в середине семестра (четверти).
Новичок и его отношения с коллективом
Очень многое зависит от учителей, особенно в младшей школе. Если преподаватель настроен позитивно, дружелюбно и транслирует свое отношение в детский коллектив, ученики тоже более склонны принять новичка. Но следует иметь в виду, что для любого коллектива норма — относиться к чужаку настороженно и даже враждебно. Это свойство человеческой психики, которое воспитанием можно только сгладить, но не исключить.
И в любом коллективе новичку постараются навязать низкий иерархический статус. Потому что все лучшие места уже заняты и никому не хочется подвинуться и уступить свое место. Особенно тяжело в этом случае приходится замкнутым, робким и необщительным детям-интровертам, а также детям, чем-то отличающимся от окружающих — ростом, физическим дефектом, цветом кожи или даже необычным именем или фамилией.
Трудности встраивания в коллектив могут подстерегать даже ярких и харизматичных детей, обладающих всеми качествами лидера. Просто потому, что в новом коллективе, как правило, уже есть такой лидер, ревниво оберегающий свое место.
Как себя вести в новой школе: советы родителям и детям
Психологи рекомендуют родителям не пускать дело на самотек. От позиции родителей и степени доверительности их отношений с детьми зависит очень многое. Ребенок должен быть уверен, что у него есть поддержка, что он сможет обратиться с возникающими проблемами к маме и папе, и они выслушают, дадут совет, поддержат и помогут. Не отмахнутся — «Не выдумывай, школа как школа, все наладится, только веди себя хорошо и учись как следует».
До начала учебы в новой школе родителям следует вместе с ребенком пройти/проехать по маршруту от дома до школы, выработать оптимальный путь и рассчитать время, требуемое на дорогу. Это поможет избежать досадных опозданий.
Ребенок должен заранее вместе с родителями, а еще лучше вместе с учителем, обследовать здание школы, чтобы начать в нем ориентироваться. Выяснить, как пройти от учебного класса в спортзал, в столовую, в раздевалку, где находятся туалеты и медпункт. Это поможет чувствовать себя увереннее в первые дни, когда стрессов хватает и без того, чтобы заблудиться в большом здании и не находить выхода или туалета.
Родителям следует точно выяснить, какая форма одежды требуется в новой школе, чтобы ребенок не пришел туда белой вороной, бросающейся в глаза. Даже подростку, а не только малышу-младшекласснику стоит помочь собраться накануне первого дня в новой школе, чтобы ничего не было забыто или пропущено. Пусть новичок чувствует себя хорошо экипированным и ко всему готовым.
Детям стоит посоветовать не проявлять чрезмерной активности первое время, присматриваясь к коллективу и давая время другим присмотреться к себе. В каждом классе и каждой компании существуют собственные наборы кодов — в поведении, одежде, манере говорить и двигаться, и любой, кто пренебрегает этими кодами, воспринимается как чужак. Но это вовсе не значит, что дети должны непременно копировать и принимать предложенные формы поведения, лишь бы быть принятыми в компанию. Про самоуважение забывать нельзя, иначе место на самом дне иерархии будет новичку уделом.
Оптимальной формой поведения будет спокойная уверенность и сдержанное дружелюбие с готовностью идти на контакт. Для выработки такого поведения нередко организуют специальные группы, в которых детей учат навыкам налаживания социальных связей и эффективному общению. Открытым, активным и жизнерадостным экстравертам такие группы не понадобятся, они и сами наладят отношения с кем угодно. А вот робким и застенчивым детям, возможно, стоит поучиться перешагивать через свою робость.
На что обращать внимание родителям
Мало отвести ребенка в новую школу и представить классному руководителю. Родителям следует проявить чуткость и внимательность, особенно в первые несколько месяцев учебы ребенка в новой школе. Дети не всегда рассказывают о своих трудностях и переживаниях, поэтому стоит обращать внимание на косвенные признаки того, что с ребенком что-то не в порядке:
стал плохо спать, ему снятся кошмары, он часто просыпается в слезах;
потерял аппетит;
не хочет делать домашнее задание;
стал замкнутым: не рассказывает о том, что происходит в школе, как он в ней себя чувствует;
не хочет идти в школу, придумывает поводы, чтобы пропустить уроки;
учителя сообщают о плохом поведении и низкой успеваемости.
Если взрослые замечают что-то подобное, стоит попробовать вызвать ребенка на откровенный разговор, выслушать его и постараться успокоить, выразив свое понимание и поддержку. Возможно, подросток просто неправильно интерпретирует происходящее и стоит помочь ему разобраться в ситуации, предложив взглянуть на нее с другой точки зрения.
В любом случае необходимо выяснить все досконально, поговорив с учителями, одноклассниками и их родителями. Нередко причина конфликта кроется в самом новичке, избравшем неверную тактику поведения. Но это не повод говорить ему: «Ты сам во всем виноват, не надо было делать того и вот так». Работа над любыми ошибками, включая поведенческие, должна проводиться мягко и доброжелательно.
Комментарии