600 слов в минуту: что такое скорочтение, зачем и когда учить ему детей и какие есть упражнения

600 слов в минуту: что такое скорочтение, зачем и когда учить ему детей и какие есть упражнения

Вы наверняка неоднократно видели рекламу курсов скорочтения, на которых чуть ли не дошкольников обещают выучить чтению со скоростью от 600 слов в минуту. Зачем вообще это нужно и возможно ли такое в принципе? Рассказывает автор методики развития интеллекта и скорочтения Лидия Васильева.

Что такое скорочтение?

Скорочтение — это способность опознавать информацию, воспринимать ее, понимать, переводить на уровень образа, отслеживать последовательность изложения данных, то есть видеть структуру текста, следить за развитием мысли автора, мгновенно считывать информативный блок, отбрасывая несущественную, то есть поясняющую, дополняющую, иллюстрирующую информацию. И всё это в режиме быстрого чтения. А для этого необходимы особая скорость мышления, скорость реакций.

Но скорочтение — это не арифметическая категория (500,1000, 2000 слов в минуту). Это единственный вид умственной деятельности, позволяющий освоить приемы систематизации, классификации, группировки информации.

Темп чтения при скорочтении составляет от 600 слов в минуту и выше. Для человека, который не умеет работать с текстом в таком режиме, это нереально. Для освоившего нужные навыки — вполне по силам.

Как научиться скорочтению и нужно ли это детям?

Ни о каком скорочтении для детей не может быть и речи. Ни в 3, ни в 6, ни в 10, ни в 12 лет. По одной простой причине: мозг нужно постепенно приучать к работе. На каждом этапе нужно учитывать зону ближайшего развития ученика, индивидуальные особенности, сформированность знаний, умений, навыков, изменения по ходу развития.

Для начала важно просто заинтересовать ребенка чтением. Для этого стоит подбирать литературу, соответствующую его возрасту, его интересам — иначе он просто не сможет эмоционально реагировать на приключения героев, сопереживать им, радоваться с ними. А нет эмоции — нет понимания, нет запоминания, быстро наступает умственная усталость и отторжение информации. Но как вы думаете, детские сказки, стишки, приключенческие истории можно использовать для обучения скорочтению малыша? Нет, конечно. Скорочтение предназначено для учебной, методической и специальной литературы

К тому же, прежде чем развивать скорочтение, необходимо сформировать другие навыки чтения. Выделяют несколько ступеней:

Овладение звуко-буквенными обозначениями;
Послоговое чтение;
Становление приемов чтения;
Этап чтения.
Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложения, делят слова на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный из речи звук с определенным графическим изображением, буквой.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения становится не буква, а слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.

Этап становления приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, то есть имеет место угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию между содержанием текста и прочитанным.

На этапе чтения происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но понимание смысла прочитанного возможно, только когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, то есть понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/deti/shkolniki/8109754-600-slov-v-minutu-chto-takoye-skorochteniye-zachem-i-kogda-uchit-emu-detey-i-kakiye-est-uprazhneniya

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>