Влияние новых технологий на процесс обучения

Влияние новых технологий на процесс обучения

Как известно, восприятие каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. При этом общим для всех является то, что мы познаем мир с помощью чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и т. д.

С физиологической точки зрения каждый канал восприятия работает отдельно. Мы слышим ушами, видим глазами, а осязаем кожей. Однако некоторые люди вообще не испытывают ощущений – такой феномен называют анестезией. Если же человек одновременно испытывает несколько ощущений, это называется синестезией.

Синестеты – люди, способные к синестезии – обладают большим, по сравнению с другими, и уникальным сенсорным опытом. В мире число таких людей очень невелико. Однако в отдельных случаях практически каждый из нас испытывает нечто подобное. Мы одновременно используем несколько каналов восприятия в процессе коммуникации, когда наш мозг интерпретирует различные символы (например, рисунки или смайлики в сообщениях) или определяет смысл слов, которые мы слышим от собеседника или выбираем для того, чтобы донести до собеседника свою мысль.

Использованию символов в коммуникации посвящена наука семиотика, а различным значениям слов – семантика. Вопросам синестезии, семантики и семиотики в связи с процессами восприятия и понимания посвящено много научных работ. Однако новые исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) дает возможность по-новому взглянуть на эти феномены и рассмотреть их в комплексе.

Процессы восприятия и понимания смыслов являются ключевыми в обучении человека. Понимание этого механизма дает нам новые идеи для того, чтобы улучшать существующие методы обучения и переходить к новым образовательным парадигмам.

Процесс обучения человека может быть описан с помощью «модели трех С». Главными компонентами в ней являются синестезия, семиотика и семантика. Они взаимодействуют таким образом, чтобы обеспечивать понимание и способность к коммуникации. При этом семиотика включает в себя понимание значений символов, а семантика – восприятие и понимание значений слов, а также использование их в процессе коммуникации. Когда взаимодействуют все три компонента модели, происходит обучение.

С появлением Интернета процесс коммуникации сильно изменился. Компьютеры, планшеты, социальные сети и многие другие технологии изменили мир и во многом повлияли на то, как мы получаем новые знания об окружающем мире. Изменились сами психические механизмы обучения.

Традиционная психология обучения объединяет различные теории, которые описывают процесс обучения и выдвигают идеи, как делать его более эффективным. Сегодня таких теорий более ста. Они охватывают такой спектр тем, как эмоции, эмпатия, восприятие, визуализация, повторение, внимание, мотивация, память, интеллект, семантика, семиотика, познание, ассоциативное мышление, понимание мыслительных моделей и многие другие.

В современных условиях психология обучения сближается с медиапсихологией, которая использует психологические теории, применимые в медиа, касающиеся восприятия изображений, графики и звуков, что передаются с помощью современных технологий.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>