Логические игры для детей.
Почему в процессе воспитания и развития детей психологи, педагоги и даже врачи так много времени уделяют игре? Все дело в том, что для каждого ребенка игра – это настоящая жизнь, он отдается ей полностью, воспринимая серьезно ее правила, учась и совершенствуясь. Особенный интерес представляют для детей любого возраста логические игры. Они могут быть очень разными. Основываются такие развлекательные и в то же время полезные занятия на ассоциациях, умении составлять логические цепочки, наблюдательности и последовательности. Играя, дети познают окружающий мир и себя, учатся мыслить ассоциативно и образно, тренируют воображение и смекалку.
Логические задачи или игры – это упражнения, которые развивают мышление, умение думать ассоциативно, создавать новые образы и улавливать связь между понятиями, событиями или действиями. Они учат детей формулировать и правильно подавать собственные мысли, обосновывать их, связывать причины и последствия, предугадывать результат, мыслить широко и нестандартно. Логические игры нужны на каждом этапе развития ребенка. Если в первые годы жизни, когда происходит активное познание мира и становление собственного «я», такие занятия имеют более простой вид, связанный с яркими картинками, изображениями, образами, то в школьном возрасте они превращаются в более абстрактные задачи. Более точное определение занятий для разностороннего развития мышления – это развивающие игры. Их можно разделить на несколько видов: Настольные логические игры.
Сюда относятся шашки и шахматы, нарды, морской бой, другие классические и новые игры; Развивающие игры, которые включают в себя элементы подвижных игр и некоторые дополнительные предметы или аксессуары (мячи, кубики, скакалки, шары и т.д.); Компьютерные игры с упором на логические задания (шарады и ребусы, загадки на смекалку); Математические задачки и интересные загадки; Особые познавательные игры, в которых используется интересная информация об окружающем мире (о домашних и диких животных, о странах мира, о человеке и т.д.). Классические логические задачки и игры включают в себя такие элементы, как продолжение цепочки понятий или цифр, исключение лишнего из ряда похожих, игра со словами, буквами и их комбинациями.
Мышление детей в разных возрастных категориях серьезно отличается. Дошкольники думают образно, они не способны абстрагироваться от предметов или понятий. В этот период важно развивать у малышей способности визуализировать то, что они представляют, описывать и характеризовать эти образы. С 6-7 лет у детей формируются новые типы мышления: словесно-логическое и абстрактное. Они оперируют словами и абстрактными понятиями, не прибегая к созданию реального образа для обобщения, выводов из умозаключений.
Этот тип мышления важен для успешной работы, обучения и развития ребенка. Немаловажным аспектом, на который обращают внимание не все педагоги и специалисты – развитие творческого мышления. Классические понятия воспитания детей учат нас, что творческие люди особенные от рождения, у них есть талант. Но, на самом деле, этот талант можно развивать так же, как и мышление логическое, и многие яркие игры для детей направлены именно на это. Лучшие логические игры для детей 2-4 лет должны быть простыми, понятными, базироваться на одном или нескольких действиях. Детям в этот период сложно удерживать внимание, им нужны яркие примеры и образы (найти детали похожего цвета, показать, кто больше, кто меньше, построить правильно пирамидку и т.д.); Логические игры детям 4-6 лет можно предлагать те же, что и школьникам, но задания выбирать попроще. Хорошие примеры таких развивающих игр: кубики Монтессори, игра «Сложи узор», задания для концентрации внимания и развития памяти (пары картинок или чисел, пасьянсы); Для детей от 7 лет можно предлагать серьезные игры с развитием стратегий (например, «Монополию»), логические задачи математического характера, интересные загадки, коллективные игры на развитие воображения и смекалку.
Хотя логические игры направлены все на одно и то же – развитие мышления – они делятся на несколько очень разных по сути категорий: Игры на развитие смекалки. Их часто используют в дошкольных или школьных заведениях, стимулируя ребят активно думать, стараться применять логику, быстро соображать и находить верные решения. Такие игры есть и для самых маленьких, и для более взрослых детей. Лучший пример игры – «цепочка слов» (каждый следующий игрок должен назвать слово на ту букву, на которую заканчивается предыдущее), «составь слова» (из одного длинного слова нужно составить максимальное количество других слов); Развитие творческого мышления и умения визуализировать образы. Целая серия интересных и увлекательных (особенно для маленьких детей) игр направлена на развитие их творческих способностей. Самая простая из них – «Расскажи мне сказку».
После прочтения новой интересной для малышей сказки их нужно попросить нарисовать ее несколькими фрагментами (главного героя, его соперника, ключевое противостояние и т.д.), а затем попросить рассказать сказку по этим картинкам. Другой интересный пример – игра «Загадай-ка!». Вы загадываете ребенку простые, но интересные загадки, которые касаются хорошо знакомых ему предметов, а он их рисует на бумаге; Игры на понимание. Очень увлекательные игры не только для детей, но и для взрослых. Лучший пример – традиционная «Пантомима», или «Крокодил». Один из участников игры должен показать другим предмет, действие или строчку из музыкального произведения, но без слов, с помощью жестов.
Аналогичная игра на развитие воображения, понимания мира – «Ромашка». На «лепестках» ромашки написаны задания, которые должен показать участник (закипающий чайник, египетскую пирамиду, походку человека, которому жмут ботинки и т.д.); Игры на развитие художественно-образного мышления. Отличные игры, которые помогают раскрывать в ребенке скрытые таланты, ощущать мир глубже, показывать свои индивидуальные способности. Самая простая и любимая с детства игра – «Облака». Наблюдая за причудливыми изменениями неба, дети пробуют угадать в очертаниях облаков знакомые предметы, людей или картины. Эта игра увлекательная и магнетическая, она помогает и взрослым расслабиться и ощутить мир по-новому. Похожая игра из этого цикла – «Ассоциации». Участники игры загадывают одного участника. Игрок, чьей задачей есть отгадать личность, задает ассоциативные вопросы. «Если бы он был фруктом, то каким бы он был?», «Какой цвет подходит этому человеку?» Эти вопросы помогают ему определиться. Другие игры: «Тень» (ребенок должен угадать, что за предмет загадал ведущий по его тени), «Скульптура»; Игры на повышение интеллекта. Это условное название цикла логических игр, которые представляют собой определенные цепочки, и нужно угадать, какой элемент будет следующим. Сюда также включены различные математические задачки, игры по типу «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Какое число пропущено?» и т.д.; Лингвистические игры.
Очень полезные и для развития у ребенка навыков правильной речи, умения точно подбирать определения и характеристики, и для повышения словарного запаса в целом. Это такие задачи для самых маленьких, как превращение слов (нужно последовательно менять по одной букву в слове, чтобы получить задуманное второе слово), «Заикалки» (участники играют с мячом; тот, кто бросает, говорит только начало слова, а тот, кто ловит, должен сообразить, как продолжить его, пока летит мячик), «Синоним». Логические игры для детей можно найти и среди компьютерных или мобильных приложений. Но более эффективными и интересными все-таки остаются любимые с детства настольные развивающие игры, в которые нужно играть с соперником, а также командные игры. Немало интересных забав, развивающих логическое мышление, для которых нужны только листок бумаги и карандаш. Если хорошо подумать, многие родители помнят их еще из своего детства: это и традиционные «бычки и коровки», «крестики-нолики», «морской бой», «виселица» и многие другие. Важный аспект логических игр: их необходимо контролировать. Увлекательное занятие может утомить ребенка, и он полностью потеряет интерес к нему. Не стоит использовать сразу несколько игр, или давать детям тяжелые задания один за другим. Пусть логические игры будут приятным способом отвлечься и провести время, а не сложным мыслительным процессом.
Комментарии