Я-концепция подростка

Я-концепция подростка

Я-концепция — это то, что мы сами знаем о себе.
Этот образ представления о себе формируется многочисленными способами, в том числе, под влиянием общения с людьми, которых подросток считает авторитетными.

Я-концепция — это восприятие собственной уникальности и своих способностей, это умственная картина самого себя. Например, Я-концепция может включать в себя такие убеждения, как «Я спокойный», «Я красивая» или «Я отличник». В раннем детстве в я-концепцию включаются физические характеристики, специфические навыки, то, чем обладают, предпочтения, к примеру, «У меня рыжие волосы». «Я люблю мороженое». В среднем детстве — поведенческие особенности, чувства, принадлежность к группе, к примеру, «Я хорошо отношусь к людям». «Я футболист». В подростковом возрасте значимыми становятся ценности высшего порядка и личностные особенности, к примеру, «Я интересуюсь общественной жизнью» или «Я хочу нравиться, но боюсь быть отвергнутым».

У ребенка «я концепция» очень общая и изменчивая. С возрастом она становится более организованной, детализированной и специфичной.Согласно теории идентичности, я-концепция включает в себя две части — идентичность личности и общества. Первая состоит из черт характера, внешности и убеждений, которые делают личность уникальной. Вторая включает в себя группы, с которыми человек себя идентифицирует — или в случае с подростком — хочет идентифицировать. К примеру, девочка-участница олимпиад мечтает сыграть в рок-группе.

Американский психолог Брюс А. Бракен выделил 6 областей, связанных с я-концепцией:

Социальная — способность взаимодействовать с другими.
Компетентная — способность выявлять базовые потребности.
Аффективная — осознавание эмоциональных состояний.
Психическая — чувства по поводу внешнего вида, здоровья, психического состояния.
Академическая — успехи и неудачи в школе.
Семейная — функция в семье.
Представитель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс полагает, что существуют 3 части я-концепции

Образ самого себя
Далеко не всегда он соответствует действительности. Одни подростки считают, что они лучше, чем есть на самом деле. Другие, наоборот, преувеличивают свои слабые стороны. Например, мальчик-подросток может думать о том, что он неуклюжий, даже если он нравится девочкам. Или девочка-подросток думает, что у нее лишний вес, хотя она худенькая. Каждый индивидуальный «я-образ» — это сочетание разных аспектов, включая ваши психологические характеристики, личностные черты и социальные роли.

Самооценка
Самооценка — это то, насколько вы себя считаете ценным. Она зависит и от того, как подросток сравнивает себя с другими, и от того, как другие отзываются о нем.

Если говорят хорошо, самооценка повышается. Если сравнивая, подросток находит недостатки, самооценка понижается.

Идеальный Я
Идеальный Я — каким человек себя хочет видеть. То, как мы видим самих себя, и то, какими хотим видеть, часто не совпадает. Но как раз в этом и есть потенциал для развития.

Соответствие и несоответствие
Согласно Карлу Роджерсу, степень того, насколько я-концепция адекватна реальности, определяется понятиями соответствие и несоответствие. Хотя мы все склонны искажать реальность в той или иной степени, соответствие все же встречается. Несоответствие — это когда я-концепция с реальностью не сходится.

Роджерс говорит о том, что несоответствие уходит корнями в детство. К примеру, родители могут выражать любовь только тогда, когда дети того «заслуживают» через определенное поведение, которое соответствует родительским ожиданиям. Такая любовь с «условиями» приводит к тому, что дети начинают считать себя недостойными родительской любви.

Безусловная любовь, с другой стороны, способствует «соответствию». Дети, которые переживали такую любовь, не нуждаются в постоянном искажении их воспоминаний, чтобы поверить, в то, что другие люди полюбят и примут их, такими, какие они есть.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>