Как научить ребенка говорить
Этап освоения речи у маленьких детей начинается тогда, когда в лепете проскальзывает нечто, напоминающее осознанные слова. Именно в это время необходимо приложить максимум усилий и помочь малышу поскорее заговорить.
Чтобы научиться говорить, ребенок должен постоянно слышать речь взрослых. Причем, не их разговоры между собой, а слова, обращенные лично к нему. Пока ребенок совсем маленький, он не воспринимает слова и ориентируется на интонацию. Ближе к году он начинает улавливать связь между определенными словами и предметами. К этому времени мама должна изменить характер своей речи: говорить медленно и четко, простыми короткими предложениями. Перед ключевым словом сделайте небольшую паузу, дав ребенку возможность немного подумать, что это за предмет. Например, «Сейчас Маша будет кушать… суп». Если вы читаете малышу стихи, делайте паузу перед последним словом каждой строки.
Нередко мамы стараются предугадать все желания ребенка. И в этом их большая ошибка. В результате у малыша пропадает возможность что-либо попросить самому. Такое поведение родителей мешает ребенку учиться говорить. Поэтому будет гораздо лучше, если вы, увидев, как ребенок тянется к игрушке, не сразу дадите ему ее.
Пока словарный запас ребенка невелик, общайтесь с ним не только при помощи речи, но и жестами. Протяните ему руку и скажите: «Дай». Помашите рукой и скажите: «Пока». Не забывайте о том, что дети часто копируют поведение взрослых, поэтому, общаясь между собой, также используйте жесты. Разговаривайте в присутствии ребенка только полными предложениями. Например, «Принеси мне книгу, пожалуйста. Она лежит в шкафу». Согласитесь, это звучит лучше. Нежели: «Кинь-ка мне книжонку из шкафчика».
Мозг ребенка устроен таким образом, что сначала он связывает значение слова с конкретным предметом. И для него вот тот «мяч» означает не мяч вообще, а именно красный мячик, который он сейчас держит в руках. А синий мячик уже будет называться по-другому. Поэтому ребенку трудно понять, что и та собака, которая живет с ним в одной квартире, и та, что бегает на улице, называется одинаково – «ав». Помогите ему в этом разобраться. Объясните, что есть маленькая «ав», есть большая, серая и черная.
Бывает и такое, что, научившись классифицировать предметы, ребенок впадает в другую крайность. Например, кричит: «Папа!», показывая на папину куртку. Не высмеивайте его, а скажите: «Все правильно, это папина куртка. А где сам папа?»
Чтобы ребенок быстрее научился говорить связно, выполняйте с ним следующие упражнения: массируйте губы и щеки, гримасничайте, дуйте в свистульки, задувайте свечки, пускайте мыльные пузыри.
Не забывайте о том, что существует прямая зависимость между развитием мелкой моторики и становлением речи. В связи с этим многие родители пытаются интенсивно стимулировать детские пальчики. Не увлекайтесь: в пальцах много нервных окончаний, поэтому преждевременная гиперстимуляция может привести к нарушениям в речи. Делайте массаж пальцев, но не более трех минут в день. Если малыш вырывает руку, не наставайте. Вместо гимнастики предложите ему построить пирамидку или заняться конструктором.
Вообще возраст, когда дети начинают активно осваивать речь, колеблется от одиннадцати месяцев до двух с половиной лет. Как правило, быстрее остальных учатся говорить экстраверты. Однако их речь часто напоминает бессвязный поток слов. Спокойные малыши до поры до времени помалкивают, а потом выдают сразу предложения без ошибок.
Абсолютно не стоит беспокоиться, если до двух лет речевое развитие вашего малыша идет медленнее, чем вам хотелось бы. Главное, чтобы он понимал вашу речь и пытался общаться с вами хотя бы при помощи лепета и жестов. А вот если ребенок вообще не произносит никаких звуков, не реагирует на ваши слова и отказывается играть – срочно идите к врачу-педиатру. Возможно, вашей крохе необходимо посещение логопеда, отоларинголога или невропатолога.
Комментарии