Не надо мне сказки рассказывать! Или надо?
Люблю психологические тренинги. Этот формат как нельзя лучше подходит мамам, которые устали от декретного отпуска. Очень важно выйти в свет без ребенка, пообщаться с другими людьми, получить новые знания и идеи. Тем более что тема тренинга идеально соответствовала моим запросам: для детей четырех лет и одного года сказки – это главное чтение.
Многие люди, а особенно филологи, знают, какой огромный опыт и вековая мудрость запечатаны в широко известных историях про Колобка и Курочку Рябу. Поэтому я всегда старалась рассказывать своему четырехлетнему сыну классические сюжеты. Но он искренне недоумевал, почему дед и бабка так долго мучаются с репкой и не догадаются нанять экскаватор, который легко бы справился с застрявшим корнеплодом. Почему старик со старухой не могут пойти в супермаркет и купить десяток яиц, чтобы так сильно не убиваться из-за одного разбившегося.
Сын требовал рассказывать сказки именно так. Но мне было тяжело решиться: как же так – гусеничным экскаватором да по глубокой философии «Репки»! «Нет, так нельзя» – думала я и мучилась угрызением совести, пока не попала на тренинг по сказкотерапии, который проходит в Центре лечения неврозов и болезни Альцгеймера. Здесь-то я и узнала, как правильно рассказывать детям сказки.
Сказкой можно лечить
Сказка – универсальный прием, готовый помочь нам, родителям, во многих ситуациях. И здесь не нужно бояться переделать классический сюжет или сочинить что-то свое – только близкие люди знают, что действительно нужно ребенку. Например, сказка может лечить. В любое время дня и ночи, когда ребенок болеет, тихим спокойным голосом с выразительной интонацией расскажите ему историю о том, как миллионы добрых и трудолюбивых мурашек бегут по его телу и несут в каждую клеточку здоровье. Обязательно добавьте зрительный и тактильный контакт – пробегите пальчиками, словно воссоздавая тех самых мурашек, от пяток к голове. Спросите: «Чувствуешь, как они стараются, чтобы ты был здоров и весел?» Придумайте героев, придумайте историю, что именно герои делают.
Сказкой можно объяснять
Еще один вариант – использовать сказку, чтобы объяснить какое-то сложное явление: «Жила-была маленькая красивая капелька. Она так любила приглашать к себе в облако друзей, что иногда наступал момент, когда все капельки не могли уместиться в ее «домике». Тогда они большой компанией летели вниз на землю. Там веселились и купались в лужах. Когда им становилось жарко, они превращались в пар, летели вверх и возвращались в свое облако». Согласитесь, так интереснее знакомиться с законами природы.
Сказкой можно бороться со страхами
Сказка – мощнейший инструмент борьбы с детскими страхами: «Когда-то давным-давно в одном городе жила маленькая Темнота. Она была щупленькая и боялась всего на свете, особенно детей, которые, увидев ее, громко кричали. Ребятишки пугались, потому что в темноте ничего не видно. «Как не видно, – возразила Темнота, – если закрыть глаза и представить жирафа, цирк или торт, ты все это увидишь! И свет абсолютно не нужен!» Ну что – вам тоже теперь не страшно заходить в темную комнату?! Сюда можно добавить визуализацию страха – нарисуйте вместе с ребенком темноту на бумаге. А потом скомкайте ее и выбросьте в мусорное ведро. Вылепите паука из пластилина, сделайте аппликацию и отправьте их в кругосветное плавание. Ребенок поверит, что злыдни, которые его донимали, больше в доме не появятся. Главное, «предмет страха» должен быть маленьким, невзрачным и смешным. Чтобы у ребенка возникала уверенность, что уж его-то он точно победит!
Комментарии