Нестандартные методы воспитания детей: как они работают?

Сейчас популярны нестандартные методы воспитания детей, хотя в целом про принципы и методы воспитания написано множество фундаментальных трудов, книг и статей. Есть немало исследований на тему педагогики и психологии детства. Многие знают имена таких знаменитых педагогов – теоретиков и практиков, как Песталоцци, Корчак, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. Одно время большой популярностью у нас в стране пользовались рекомендации доктора Б. Спока. В своей книге «Ребенок и уход за ним» он учил взрослых, как надо правильно обращаться с детьми и давал советы по воспитанию. Однако как его идеи, так и постулаты всех остальных маститых учителей, педагогов и психологов нельзя считать единственно правильными. И любое правило, как известно, имеет исключение. Поэтому никогда не следует забывать про здравый смысл.

Подключите логику
Вспоминает Елена, 45 лет: «В ту пору я сама еще училась в школе, а моя старшая подруга недавно стала мамой. Ребенок у нее был первый, а помочь некому – бабушек с обеих сторон уже не было в живых, но подруга моя была девушкой основательной и образованной. Задолго до родов она начала готовиться к воспитанию желанного чада – читала специальную литературу, правильно питалась, гуляла, слушала хорошую музыку, смотрела на красивое, разговаривала с малышом и т.д. Не обошлось и без модного доктора Спока, книги которого тогда были в дефиците, а труды – в новинку.

И вот как-то звонит мне новоиспеченная мамаша и громко рыдает в трубку: «Не знаю, что делать! Сынок плачет и никак не успокаивается!» В голове сразу начали рождаться варианты причин, из-за которых ребенок может чувствовать себя некомфортно: голоден, болен, чего-то требует… Все не то. «А, может, он мокрый?» – спрашиваю с надеждой, а в ответ с удивлением слышу: «Ну и что, если мокрый? Спок пишет, что из-за этого дети не испытывают беспокойства и не плачут». Я, признаться, тогда Спока не читала, но простая логика подсказывала, что всемирно известный доктор явно в чем-то заблуждается. «Подумай сама: если тебя закутать в мокрую и холодную простыню, ты долго выдержишь? Нет! Так почему малыш должен терпеть подобное издевательство?» Мамаша восприняла мои аргументы и сменила пеленки, после чего мальчик моментально успокоился. Вот только в истине печатного слова стали сомневаться мы обе, и, надо сказать, пользы от этих сомнений было больше, чем вреда».Каждый родитель и даже просто взрослый, заботам которого поручают подрастающее поколение, невольно вынужден открывать свои законы воспитания и сам придумывать правила мирного существования, ведь даже маленькое человеческое существо – это целый космос. И познавать его требуется с самых азов, долго и тщательно, с учетом индивидуальных особенностей.

Немало говорят и пишут, что детям нельзя потакать. Вопрос только в том, а всегда ли это так? Ведь бывают ситуации, когда желания ребенка следует выполнять. Например, таким образом вы удовлетворите его насущные потребности, успокоите и развлечете.Рассказывает Анастасия, 35 лет: «Одна моя знакомая была вынуждена на некоторое время оставить сына ясельного возраста со старенькой прабабушкой. Та была женщина простая, деревенская, имела свой взгляд на все, в том числе и на воспитание. Когда мать вернулась домой, то застала идиллическую картину – парнишка с бабулей сидели на кухне и со всей силы дубасили по столу и по металлическим кастрюлям ложками, а кто-то из соседей по дому стучал по батарее. Какофония была еще та, зато пацаненок был доволен и весел! А на попытки объяснить старушке, что такая игра – не лучший вариант, она ответила, что им обоим с правнуком хорошо, значит,все в порядке. А всякими там развивающими играми и тому подобной ерундой пусть занимаются те, кому делать больше нечего. Что возразить, родительница не нашла».Возразить тут, и правда, сложно. К тому же выбор у матери, судя по всему, был невелик. Ведь если вы в силу сложившихся обстоятельств оставляете своего ребенка с кем-либо, то странно придираться к человеку, который вас выручил. Главное, чтобы не было угрозы жизни и здоровью ребенка. А безобидные развлечения вполне приемлемы. Вдобавок они вносят свежую струю в размеренный и излишне правильный воспитательный процесс.

Нестандартные методы
Вроде бы общеизвестно, что детей бить нельзя. Да и ювенальная юстиция теперь стоит на защите их прав. А если руки так и чешутся, и человек не видит иного выхода, кроме как стукнуть распоясавшегося переростка?Рассказывает Валерия, 60 лет: «Про профессии я учитель физкультуры. Несколько лет была классным руководителем. И вот представьте, однажды поколотила своего ученика. Парень был хулиганистый, практически неуправляемый. Он постоянно влипал в какие-то полукриминальные истории. Родители не знали, что с ним делать. Учителя буквально выли от его выходок. Но ни нотации, ни увещевания, ни душеспасительные беседы не помогали. А остальные школьники старались обходить его стороной. Он же не боялся ни товарищей, ни старших, ни милиции. Авторитетов никаких не существовало. И все шло к тому, что его отправят в колонию, если он вновь начудит.

Я уже не знала, как уберечь воспитанника от беды. Он же бравировал своим ужасным поведением и не понимал, что губит себе нормальную жизнь. Вот я и решила с отчаяния применить последнее средство. Завела его в кабинет при физкультурном зале, закрыла дверь и стала лупить, приговаривая, что поведение надо менять, иначе все кончится плохо. Но не думайте, что это было классическое «избиение младенца». Роста я маленького, и моя голова едва ли доставала до плеча этого рослого парня, который был крепок, здоров и силен. Так что мои удары были скорее символическими и обескураживающими, нежели болезненными. Я махала руками и твердила, что ему надо срочно перестать безобразничать, иначе беды не избежать.

А еще, признаюсь теперь честно, очень боялась, что ученик даст мне сдачи. Ведь если не прибьет на месте, то точно покалечит. Но сопротивляться обычно наглый подросток не стал, а в растерянности повторял любимую фразу всех нарушителей спокойствия: «Я больше не буду». А растеряться, и правда, было от чего – и форма воспитания, и способ «задать ума» выходили за рамки привычных методов советской школы. Трудно сказать, что возымело действие – неожиданность наказания или его оригинальность, но мозги у человека на место встали и он нормально доучился. Теперь успешный бизнесмен. И, представьте, периодически меня навещает и благодарит, что в тот сложный период не дала ему скатиться по наклонной плоскости».Конечно, этот случай нельзя считать примером для подражания. Он лишь показывает, как важен индивидуальный подход, когда все постулаты педагогики пасуют перед поведением трудного подростка.

Иной раз нестандартные и вроде бы антипедагогические методы воспитания используются любящими родителями от неожиданности, растерянности. И искреннего желания вырастить своего ребенка не равнодушным к чужим несчастьям и жестоким к чужой боли, а добросердечным человеком, который умеет различать, что такое хорошо и что такое плохо, и несет ответственность за свои поступки.Рассказывает Татьяна, 30 лет: «Я замужем, у меня хороший муж, дочка ходит в детский сад. А не так давно мы купили собаку. И вот как-то гуляем все вместе в парке. Ребенок ни с того ни с сего вдруг так сильно стукнул собаку, что несчастное животное жалобно заскулило. Я тут же шлепнула дочурку. «За что, мама?» – последовал удивленный вопрос. «А собаку ты за что? Просто так? Вот и тебе за просто так досталось. Теперь будешь знать, что всем больно, и животных бить нельзя!» – прокомментировала я воспитательную меру. Потом долго думала, правильно ли поступила. Но ведь не раз говорила дочке, что драться нехорошо, что слабых обижать нельзя. А она все равно ударила ни в чем не повинное животное. Значит, либо я как-то не так объяснила, либо ей надо было, что называется, на себе почувствовать, как это неприятно, когда ты получаешь пинок, шлепок или что-то подобное совершенно ни за что…»

Больше доверия
Бывают ситуации, когда не актуальна и не эффективна «взрослая власть». Что ни делай, как ни указывай, чадо не желает подчиняться.
Рассказывает Анна, 32 года: «Как-то я была в гостях у своей приятельницы. Ее дочка не на шутку раскапризничалась и перестала слушаться, как бесенок в нее вселился. И тогда подруга предложила поиграть в дочки-матери. Мы с ней стали дочками и заняли позицию ребенка, а девочке поручили роль нашей мамы. А чтобы, как говорится, ей жизнь малиной не казалась, стали капризничать, ныть и все время чего-то требовать. Бедный ребенок в процессе игры на себе прочувствовал всю «прелесть» неуправляемого чада. И в дальнейшем девочка старалась вести себя вполне сносно».

Так что в воспитании детей и общении с ними нет прописных истин и твердых правил. А если они и есть, то всегда возможны исключения. Поэтому не бойтесь нестандартного подхода и нестандартных методов, не бойтесь идти против аксиом и нарушать правила, если ум и сердце вам подсказывают, что именно это требуется в текущий момент. А еще доверяйте собственной интуиции, ведь она способна выдать неожиданные, но порой самые верные решения в определенных обстоятельствах.Не забывайте также про собственный личный опыт и про то полезное, что можно почерпнуть из опыта семейного. «А моя мама делала так… Бабушка учила поступать вот таким образом…» – эти мысли могут помочь вам при затруднениях с собственными детьми. И если чужие советы даже профессионально образованных людей относительно воспитания и обращения с детьми идут вразрез с тем, что вы думаете и чувствуете сами, не спешите их выполнять, а взвесьте все хорошенько, сообразуясь со своей позицией. Помните, что с точки зрения психологии действенны оригинальные методы и нестандартный подход. И больше доверяйте как себе, так и детям!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>