Детские капризы и истерики: как не сойти с ума?
Каждая семья, совершенно каждая, рано или поздно сталкивается с детскими капризами или, еще хуже, истериками. И до поры до времени совершенно каждая семья надеется, что их чадо минет этот «недуг». И вот как-то «вдруг» ребенок начинает орать, топать ногами, требовать, падать на пол- вариаций «на заданную тему» масса. Растерянные родители не понимают, откуда это появилось, что делать и как этого избежать в будущем?
Откуда берутся капризы и истерики у ребенка?
Все предельно просто на самом деле. Когда ребенок родился, единственный способ сообщить своим родителям или близким, что есть какие-то проблемы с самочувствием ( колики, хочу есть, хочу спать, режутся зубы, мокрый подгузник и т.д.) является плач. И мама торопится быстро устранить причину дискомфорта. Малыш растет, начинает гулить, появляются первые слова, но как только начинается плач- мама тут же спешит взять на руки и незамедлительно решить возникшую проблему. Ребенок подрастает, развивается речь, но в большинстве случаев отношения с малышом не перестраиваются- заплакал, и близкие спешат на помощь (до поры до времени) или начинается раздражение (ну что такого страшного произошло, что обязательно надо орать, как будто режут). А ребенок, который никак не может понять, почему раньше его требования удовлетворяли, если он плакал, а теперь нет. Ребенок подрос, но шаблон отношений остался «младенческий». Замкнутый круг, не правда ли? Стоп. Вот теперь, что называется, мухи отдельно, котлеты отдельно. Внимательные взрослые обязательно поймут, что по проявлению капризы бывают разными, соответственно, реакция на них тоже должна быть разной.
Виды детских капризов
Итак, истерики бывают двух типов: истерика от усталости, боли или болезни и манипулятивная ( ребенок вами элементарно манипулирует при помощи крика, падания на пол и т.п. для достижения своих целей). Соответственно, подходы для лечения истерик тоже кардинально разные.Случается так, что малыш вдруг ни с того, ни с сего начинает плакать. Недоуменные взрослые не понимают, что с ребенком? Буквально минуту назад он бегал, играл, прыгал, был веселый и подвижный и вдруг… На самом деле ребенок устал. Или заболел. Очень важно показать ребенку, что вы понимаете это. Например, сесть на корточки, посмотреть малышу в глаза, обнять и очень спокойно, участливо казать: « Я хорошо тебя понимаю! Ты устал. Иди ко мне, я обниму тебя и помогу справиться с собой.» Если ребенок заболевает или у него что-то болит, соответственно, перестраиваем фразу: « Я тебя понимаю, тебе больно сейчас. Давай я тебя обниму и постараюсь помочь». Чтобы успокоить ребенка, можно погладить по спине и голове. Если ребенок успокаивается- тихонечко расскажите ему сказку, можно напеть мелодичную спокойную песенку и потом предложите отдохнуть. Для ребенка очень важно понять, что он не один и вы понимаете его состояние. В таких ситуациях важно как можно скорее успокоить ребенка. Никогда не кричите на ребенка, а в подобных ситуациях это вообще недопустимо- ребенок замкнется и перестанет вам доверять, а в итоге может заработать и невроз.Перейдем теперь ко второму, наиболее сложному типу капризов — манипулятивному. Внимание! Если вы вовремя начнете перестраивать свои отношения с растущим ребенком- шанс уйти от истерии очень высок. Хочу начать со слов Агнии Барто, которая когда-то сказала, что если ребенок капризен и истеричен, лечить следует его родителей сначала. Важно! Никогда и ни при каких обстоятельствах не кричите на ребенка, не унижайте и не высмеивайте его, сохраняйте спартанское спокойствие. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций и способов их решений.
Будильник
Вы гуляете с ребенком, пришло время уходить домой, а ребенок начинает кричать и топать ногами, что никуда он не пойдет. Знакомо? Еще как! Выход архипростой: перед прогулкой вы достаете свой мобильный, выставляете будильник на то время, когда вам нужно уходить домой. Ребенку говорите, что вы идете гулять (лучше всегда пояснить, куда вы сегодня пойдете), но, когда зазвенит будильник, вам нужно зайти домой. Знаете, когда я первый раз применила этот способ- была приятно удивлена, что ребенок покорно и спокойно пошел в сторону дома. И каждый раз, когда звенит будильник, ребенок говорит: « Зазвенел будильник, идем домой!»
Четкий план
Очень распространенная ситуация: вы идете в магазин, торговый центр и т.д. и ваш ребенок требует сейчас и немедленно купить ему это или то. В случае отказа орет, падает на пол, в тяжелых случаях даже рвоту может у себя вызвать, лишь бы получить желаемое. Что делать? Правильно настроиться еще ДО похода в магазин. Перед посещением вы поясняете: «Мы идем в магазин. В магазине мы ходим за ручку ( если ребенку меньше 2,5 лет). Сегодня мы будем покупать хлеб, молоко и т.п. Я тебе разрешаю выбрать для себя фруктовое пюре (например). Больше мы ничего купить не сможем. Ты понял(а)?» Таким образом, еще ДО похода в магазин вы проговариваете условия его посещения. Если ребенок начнет упрашивать и требовать совершить покупку, не оговоренную, до посещения магазина, вы всегда можете сослаться на ваш договор и предложить малышу в следующий раз запланировать данную покупку.
Если же вы пришли в магазин без предварительных договоренностей о покупках и ребенок активно требует желаемое, достаточно пояснить малышу (очень спокойным размеренным голосом), что сейчас вы не можете это купить, но если малыш немедленно успокоится, вы сможете это сделать на следующей неделе или при получении зарплаты, например. Если покупка вообще не входит в ваши планы даже потом- просто говорите, что не можете это купить, что на это нет денег. В данной ситуации уместна фраза — «Я бы очень хотела тебе купить эту куклу, но у меня нет денег на эту покупку, понимаешь?» Если не помогает, а такое случается, когда упущена первая манипулятивная истерика, в результате которой вы сдались и пошли на уступки, действуете по ситуации. А именно, если людей немного, отойдите на несколько шагов в сторону от ребенка и сделайте вид, что вам не интересны его крики в принципе и реагировать вы не собираетесь. Если людей вокруг много — лучше отвести ребенка в немноголюдное место (спокойно, без срывов) и там оставить его проявлять истерику в полной мере. Как правило, лишаясь зрителей, ребенок идет на попятную. Золотое правило- нет зрителей, нет спектакля!
Внимание! По окончании истерики, спустя некоторое время, обязательно поговорите с ребенком. Очень спокойно поясните, что вы любите своего малыша, понимаете его желания, но такое поведение недопустимо. Минимум простых и доступных для понимания слов.
Программа наперед
Следующая типичная ситуация — капризы от того, что сейчас ребенок хочет именно это, а не то ( например, рисовать, а не читать книгу). Одним из действенных способов решения данной ситуации: проговорить вслух несколько действий НАПЕРЕД. Например: «Сейчас мы позавтракаем, потом почитаем и пойдем гулять». Таким образом, ребенок наперед знает программу. До 6-8 лет лучше давать «выбор» ребенку, заданный вами, например, «Ты бы хотел читать сейчас или через пять минут?» или «Ты хочешь одеть это платье или это ( из двух, выбранных вами!)». Так вы формируете возможность выбора ребенком, но этот выбор УПРАВЛЯЕМЫЙ Вами!
Сказкотерапия и Капризулька
Практикуйте сказки, где главный герой – ребенок, который был послушным, не плакал, говорил спокойно и вежливо и т.п. Сюжет сказки зависит от сложившейся ситуации. По окончании рассказа стоит спросить, хочет ли ваш ребенок быть похожим на героя этой сказки? Как правило, хочет и требует такие сказки рассказывать регулярно. Попробуйте ввести такого героя, как Капризулю. Например, ребенок начинает топать ногами и что-то требовать громко. Подойдите к малышу и подыграйте: «Машенька, к тебе пришла Капризулька? Это она так кричит и топает ногами? Ой-ой-ой, как же мы поступим то? Давай ка, мы ее поскорее прогоним! Уходи, Капризулька, уходи!!! Мы не будем с тобой дружить!!! Не трогай нашу Машеньку!!!» Ребенок успокаивается практически мгновенно и недоумевает, как легко мы прогнали плохую Капризульку. Можно даже для верности подойти к входным дверям и выгнать Капризульку. Тут уже как фантазии хватит. Главное, чтобы ребенок понял, что это не он каприза, а некая Капризулька, с которой дружить не нужно, и когда она вдруг приходит, важно немедленно ее выгонять. Можно предложить ребенку самому прогнать Капризульку, например «К тебе пришла Капризулька? А ну-ка, давай ее скорее прогоним! Ребенок сам громко кричит: уходи, Капризулька, уходи!» Данный персонаж можно включить и в сюжетную сказку- так ребенку легче будет понять, что это плохой друг и ему он точно не нужен. Если вы вовремя начнете строить с ребенком свои отношения в доверительном и спокойном тоне, будете учить выражать свои эмоции вслух и спокойно, следить за тоном и никогда не кричать на малыша, не унижать его, скорее всего, острых углов удастся избежать. Ситуаций великое множество, но цивилизованный выход есть всегда! Наверное, главными моментами являются: понимание состояния своего малыша, уважение, желание проговаривать свои действия на 3 шага вперед, всегда оставаться спокойным и никогда не унижать маленького человечка, твердо следовать выбранной линии поведения всех членов семьи. И, конечно, у каждой мамы есть свое секретное оружие- любовь!!!
Комментарии