Как приучить ребенка к самостоятельности: дайте ему личное пространство!
«О, одиночество, как твой характер крут!» — вырвалось в минуту печали из-под пера Беллы Ахмадулиной. В большинстве своем мы, взрослые, именно так относимся и к одиночеству — как с синониму тоски, страха и душевного раздрая. И мы стараемся всеми силами оградить от одиночества детей. Вскакиваем среди ночи по первому всхлипу малыша. До отказа заполняем день ребенка всевозможными занятиями. Забирая домой из садика или школы, засыпаем нетерпеливыми вопросами и рассчитываем услышать ответ немедленно. И упускаем из виду очень важную вещь! Избыток внимания и общения создает проблемы так же, как и их недостаток. Чтобы вырасти полноценной личностью, маленькому человечку крайне необходимо оставаться наедине с собой. Лучше в собственной комнате, а нет ее — в детском уголке, где ребенок — хозяин. И не беспокойте ребенка в минуты одиночества! Прислушайтесь к предостережению китайского философа Ян Чжу, жившего 3 тысячи лет назад: «Предоставьте каждого самому себе, чтобы не извратилась человеческая природа»… В контексте детского воспитания эту формулу следует понимать так: вы никак не научите ребенка самостоятельности, пока не научитесь сами оставлять его одного.
Привилегия побыть одному Безусловно, общение ребенку необходимо! Общение с близкими, которое эмоционально укрепляет его и помогает в развитии, а также общение с ровесниками, закладывающее в нем социальные навыки. И вместе с тем ребенку необходимо научиться быть одному. Научиться слушать и смотреть без того, чтобы подсказали: «слушай», «смотри». Научиться самому играть, самому думать. Научиться сосредоточенности, созерцательности. Ребенок, который не умеет оставаться один, очень зависит от окружающих. Беда не столько в том, что с таким ребенком труднее, сколько в том, что это сильно влияет на его характер. Вместо способности к внутреннему углублению в нем вырабатывается стремление привлечь и удержать внимание взрослых, растет неуверенность в себе и эмоциональная зависимость от окружающих. Это не всегда просто — научить быть одному. И всегда возможно. Причем, начиная с самого раннего возраста. Например, оставить малыша одного, включив музыку, которую он любит, или дать интересную игрушку, придумать увлекательное занятие. Более того — побыть наедине с собой он может даже в вашем присутствии, просто углубившись в свои дела. Ошибка многих родителей — в использовании одиночества в качестве наказания для ребенка (поставить в угол, закрыть в пустой комнате, изолировать от группы и т.п.). Именно отсюда потом и вырастает в людях панический страх одиночества, неадекватная потребность везде и всюду находиться в обществе других, пусть даже чужих, людей. А меж тем одиночество — это привилегия! Это условия, при которых ребенок естественным образом учится быть самостоятельным и уверенным в себе. А если ребенок склонен к внутренней сосредоточенности, отнеситесь с уважением к этой черте его характера. Не теребите его, не считайте себя вправе в любой момент оборвать всякое его занятие. Вместо этого присмотритесь к малышу, постарайтесь понять или почувствовать, какая внутренняя работа в нем происходит. Особенно острую потребность побыть наедине испытывает единственный ребенок в семье, когда идет в садик или школу. Нервную систему малыша, непривычного к присутствию посторонних, истощают усиленное общение, переизбыток информации и неизбежное вторжение других детей в его личное пространство. Правильно отнеситесь к его желанию побыть в одиночестве. Ведь и вы после тяжелого рабочего дня чувствуете необходимость прийти в себя, побыть в тишине. Разве не так? Освободившись от психологической усталости, он сам позовет вас и расскажет обо всем, что случилось за день.
Где будем устраивать одиночество? Если речь идет о малышах, то наиболее удобное место, где они могли бы безопасно побыть наедине с собой — это детский манеж. Специалисты считают — у каждого человека есть определенное жизненное пространство, которое он подсознательно ощущает частью себя. У маленького ребенка это, конечно же, в первую очередь кроватка, в которой он спит. Но проснувшегося там лучше не оставлять. Младенец с самого начала должен разделять место для сна и место для игр.
Учтите: застеленная родительская кровать или разложенный диван для этих целей никак не подходят. Подобная «зона отдыха» после кроватки кажется малышу пугающе огромной, чувствует он себя там тревожно, не в своей тарелке. По той же причине ему лучше ползать в знакомом и безопасном пространстве манежа. Не спешите резко расширить территорию, спустив ребенка на пол. Попробуйте увидеть мир глазами 4-месячного малыша. Уходящие ввысь колонны мебельных ножек, шкафы и тумбочки, ощетинившиеся острыми углами, ковер, расстилающийся, сколько хватит взгляда… Не правда ли не по себе? Только к году, начиная делать первые шаги, ребенок психологически созреет для того, чтобы под маминым руководством бесстрашно осваивать территорию квартиры. По наблюдениям психологов, дети, выросшие в домах с просторными и высоченными потолками, чувствуют себя менее защищенными, чем их сверстники из «малогабариток». Даже у сильных мира сего это проявляется впоследствии странностями в характере. Петр I, к примеру, терпеть не мог просторных спален, и если ему отводили такую в гостях у коронованных особ, предпочитал ночевать… в платяном шкафу.
Детям рай — в шалаше! Родителей порой раздражает неуемная жажда строительства, обуревающая малышей 3-4 лет. Они буквально переворачивают все вверх дном, мастеря шалаши из стульев и диванных подушек, стягивают пониже скатерть со стола – и ваза летит на пол, разбиваясь вдребезги! Но им и горя мало! Зато под столом готово уютное гнездышко, занавешенное импровизированной портьерой. Взрослым бывает трудно понять, ради чего весь этот кавардак. Не ругайте за него детей и тем более не запрещайте постройку! Для психики ребенка это очень важное и ценное упражнение — построить самостоятельно себе «шалаш» и укрыться в нем на время. Более того — родителей должно скорее насторожить, если малыш не строит ничего подобно, и не стремиться уединиться в своем «домике».
Квартирный вопрос: детская комната Если есть возможность, сразу же после рождения выделите ребенку отдельную комнату. А чтобы не пропустить его призывный плач и со временем, когда подрастет, ему не было страшно и одиноко, дверь в детской держите открытой и на ночь обязательно зажигайте специальный светильник-ночничок, и заведите себе в помощники радио/видео-няню. Ну а коль жилищные условия оставляют желать лучшего, организуйте в общей комнате хотя бы детский уголок. Постелите на пол коврик, где малыш будет играть, поставьте ящик с игрушками, столик со стульчиком, стеллаж с книжками. Останется место — прикрепите к стене лесенку, подвесьте гимнастические кольца. Одним словом — все, что угодно, чтобы малыш мог поиграть самостоятельно даже находясь рядом с вами. Детские психологи и психоневрологи единодушны: детям, выросшим без ощущения собственного «угла», трудно признать право другого человека на неприкосновенность личных границ. Им не понять, почему нельзя брать чужие вещи без спроса, и, став взрослыми, они ведут себя с непосредственностью и бесцеремонностью Машеньки из «Сказки о трех медведях», чем, разумеется, вызывают у окружающих то же негодование, что и поступки героини у медвежьего семейства. А это чревато постоянными конфликтами и изматывающими стрессами.
Комментарии