Правильный прикорм, как заинтересовать ребенка едой
Иногда время обеда становится настоящим полем битвы между ребенком и его родителем. Данная проблема обычно обостряется в 2-3 года, но, на самом деле, имеет очень глубокие корни и начинается с прикорма. Психологический смысл прикорма в том, чтобы у ребенка формировался пищевой интерес и правильное пищевое поведение. Вот как раз отсутствие пищевого интереса и влечет за собой большинство проблем в будущем.
Самый оптимальный возраст для прикорма — 6 месяцев. Но знакомство с процессом еды у малыша должно произойти раньше. Очень хорошая традиция, когда вся семья собирается за столом. Собирается не только на торжество, но и каждый день, хотя бы, во время ужина. Малыш с самого начала привыкает к тому, что трапеза происходит за столом, что это происходит с использованием специальных предметов. Он даже может попросить ложку и тарелку, чтобы повторять за взрослыми. Разрешайте ему посмотреть, потрогать, повертеть кухонные принадлежности. В итоге, ко времени введения прикорма у малыша уже активно формируется пищевой интерес, и он с большим энтузиазмом реагирует на предложение мамы попробовать что-то новое. Но не стоит забывать еще ориентироваться на такие признаки как: угасание выталкивающего рефлекса, вес после рождения удвоился, а если ребенок недоношен, то и утроился, ребенок не наедается смесью или учащаются прикладывания к груди. Когда подойдет время для прикорма, то не кормите малыша одного и отдельно. Придвиньте стульчик к столу или возьмите его на руки. Пересмотрите режим так, чтобы малыш кушал в компании хотя бы с одним членом семьи. Поэтому важно не пичкать ребенка, стараясь дать ему положенную норму, а знакомить его с новым вкусом, запахом, консистенцией, процессом и культурой потребления пищи. В то же время, не надо поощрять игры с едой, разбрасывание пищи, баловство за столом. Еда — это ценность, ее могло бы и не быть, и ребенок должен постепенно начинать понимать это. Важно поощрять ребенка в самостоятельности потребления пищи. Когда малыш попросить дать ему ложку, дайте ему ее. Пусть тоже пробует ею орудовать. Да, это приносит лишние хлопоты, но лучше затратить время сейчас, чем потом выяснять отношения с уже большим ребенком, чтобы он ел сам, без капризов, ел аккуратно, да и вообще что-то делал сам. Вы можете дать ложку малышу и подкармливать его второй ложкой, если он не против. Если малыш измажется, то ничего страшного. Может быть, он будет помогать себе руками. Тоже стоит пройти этот этап. Главное, чтобы это было старание попасть себе в рот, а не пульнуть кашу в стену.
В Интернете можно встретить два понятия: педагогический и педиатрический прикорм. Но, на самом деле, правильный прикорм только один. Он так и называется — прикорм. Прикорм должен физиологически и психологически вводиться верно, и тогда не важно, как вы его назовете. Осуществляться этот прикорм должен, в том числе, и по тем правилам, о которых я писала выше. Вдобавок нужно учитывать физиологические особенности ребенка. Для ребенка 6 месяцев нормально есть пищу протертой. Это не создает лишнюю нагрузку на желудок и кишечник. Сырые овощи в виде кусочков, наоборот, травмируют желудочно-кишечный тракт ребенка. Постепенно пища становится гуще, из пюре она переходит в мягкие маленькие кусочки. Только к году можно перестать готовить пищу переходного периода и перевести малыша на общий стол. Оптимально начать прикорм с каши, но если ребенок очень хорошо набирает в весе, то можно и с овощей. С каши можно начать и раньше, если ребенок находится на смешанном вскармливании и тогда есть смысл заменить определенное количество смеси кашей. Но начать вводить кашу не ранее 4 месяцев. Самый аллергенный продукт — белок коровьего молока. Молоко и продукты, содержащие коровий белок, вводятся намного позже и очень аккуратно. Не раньше года, а, быть может, и еще позже, если за ребенком наблюдается склонность к аллергии. Рыба также вводится только к 11-12 месяцу.
Прикорм не заменяет кормления грудью, не вытесняет их. Очень долго прикорм запивается грудным молоком. В данном случае, грудное молоко помогает малышу переваривать новую пищу. И не бойтесь давать грудь перед кормлением тоже. Опять же, важно нацелиться на процесс, а не на количество, диктуемое кем-то. Но, конечно, не стоит забывать следить за прибавками веса, общим самочувствием малыша.
Что же делать тем родителям, у которых уже подросшие малыши и накормить их целая проблема? Начать сначала. Нет, конечно, не начать кормить их пюрешками, но сначала в том плане, что заново начать формировать пищевой интерес. Не хочет есть — может не есть. Просто присутствует со всеми за столом, общается. Но не балуется и не отвлекает других. Не давайте много еды. Пища в малых порциях вызывает больший ажиотаж и желание попросить добавки, чем тарелка с горкой. Тем более, малыми порциями обычно не замечаешь, сколько ты съел, и обычно это количество больше обычного. Ребенок не ковыряется в еде, не капризничает, не играет с едой, не критикует приготовленное. Просто, если не хочет, то он не ест. Как вариант, ребенок может оставаться без десерта, если не ест основное блюдо. Это не подкуп — это вполне может быть правилом. А вот если говорить малышу: «Съешь кашу, дам тебе конфету», то это уже очень похоже на рыночные отношения. Ребенок ест в четко обозначенное время и строго за столом. Никаких перекусов, таскания кусков по дому. Исключением могут быть только походы на прогулку и то, опять же, что-то может покупаться, если ребенок нормально поел перед этим. Эти несложные, но четко соблюдаемые правила помогают решить наболевшую проблему достаточно быстро. Ну и, конечно, не стоит забывать, что красиво сервированный стол, еда, приготовленная с любовью и интересно украшенная, вызывают хороший аппетит.
Комментарии