Учимся дома
Разумеется, атмосфера школьного урока многим отличается от домашней. Именно поэтому детям порой так сложно сосредоточиться на выполнении домашнего задания. Как же научить ребенка уделять время обучению, будучи дома? Как сформировать в нем интерес и любовь к учебе и при этом не контролировать каждый его шаг? Все мы знаем, что учеба, а особенно, домашнее задание – самая последняя вещь, которой бы хотел заниматься ребенок. Ведь если школьная атмосфера его еще хоть как-то стимулирует, то понять, зачем дома учиться, а не смотреть телевизор, ребенок не может. Но все мы знаем, что домашние задания созданы отнюдь не для того чтобы мешать ребенку радоваться жизни. Они способствуют закреплению знаний ученика и помогают как круглому отличнику, так и заядлому прогульщику окончательно усвоить материал. Кроме этого с помощью «домашки» ребенок может проверить свои знания и увидеть те недочеты, которые нужно исправить. Благодаря домашнему заданию дети, по идее, должны учиться организовывать свою самостоятельную работу и адекватно оценивать свои способности. Но, не смотря на всю полезность домашних заданий, дети никак не желают их выполнять. Просто потому, что, выходя из школы, ребята спешат на время освободить свою голову от той кипы новой информации, которую они только что получили на уроке. Разумеется, натыкаться на ту же кипу, уже будучи дома, детки ой как не хотят.
Для начала ребенок должен сделать уроки, все остальное – после. Начиная с первого класса, ребенка необходимо приучать каждый день добросовестно, самостоятельно выполнять домашние задания. Ответственность, систематичность и добросовестность – это те качества, которые очень пригодятся ребенку в дальнейшем, поэтому их формирование крайне важно для маленького школьника. Ни в коем случае нельзя допускать каких-либо отговорок. Пусть на улице прекрасная погода, а по телевизору любимые мультики. Пусть гости на пороге и сейчас начнется веселье. Для начала ребенок должен сделать уроки, все остальное – после. Никакие оправдания не подходят – именно это должен усвоить ребенок. Такие правила действительно кажутся несколько строгими и возможно, не слишком уместными. Однако поверьте, если вы не приучите ребенка к этим правилам еще в начале первого класса, потом будет очень сложно заставить ученика сесть за задания. Некоторое время первоклассник сам стремится выполнять задания, ведь эта новая незнакомая деятельность для него, которую он спешит освоить. Но со временем эта заинтересованность сойдет на нет, и трезво взглянув на количество заданий, ребенок поймёт, что не так уж и хочет их выполнять. Именно тогда на помощь вам придут правила, к которым ребенок уже привык. Если он будет четко знать, что в пять часов вечера нужно садиться за «домашку», это никогда уже не вызовет у него вопросов. Дело важное Зачастую, ребенка легче всего воспитывать собственным примером.
Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок любил выполнять домашнее задание, стремился все сделать вовремя и хорошо, в первую очередь, сами начните проявлять уважение, как к школе, так и к заданиям на дом. В таком случае ребенок поймет, что даже взрослые понимают важность и ценность обучения, а значит, и сам задумается необходимости занятий. Практически все родители довольно часто сами прерывают выполнение домашних заданий. Мамы зовут детей обедать или ужинать или просят сходить в магазин как раз в тот момент, когда он начал решать задачу по математике. Папа зовет малыша смотреть футбол или идти кататься на велосипедах в тот момент, когда ребенок уже стал выполнять упражнение по русскому языку. В итоге ребенок привыкает к тому, что домашнее задание – не так уж важно и его можно прервать очень легко. Такое отношение к урокам, безусловно, неправильное и более того, вредное для ребенка. Ведь так ответственность и самостоятельность не сформируешь. Теперь малыш будет знать, что как только начались мультики можно забыть про выполнение геометрии, а друзья во дворе – отличный повод сыграть в футбол вместо того чтобы заняться английским языком. Так что, уважаемые мамы и папы, если ваш малыш делает уроки – подождите, пока он их закончит, и только тогда обращайтесь к нему с просьбами. Запишите футбол на плеер, подогрейте заново ужин, но старитесь не отвлекать ребенка, пока он занят уроками. Гораздо правильнее будет, если вы будете воспринимать выполнение домашнего задания как серьезную работу, которую и сами выполняете каждый день. Представьте, как будет приятно ребенку осознавать, что теперь в его арсенале различных игр и других занятий появилась абсолютно взрослая и серьезная работа. Ведь малыш заметит, что его занятие уроками стараются не прерывать так же, как ребенок не может прерывать папину и мамину работу. Конечно, в таком случае детское отношение к домашним занятиям изменится на корню. Ведь любой ребенок хочет заниматься взрослыми вещами, а уроки в его понимании – одно из взрослых занятий. Уважение к труду Как научить ребенка ценить труд, причем не только физический, но и умственный? Только вдумайтесь, какая гора работы лежит на плечах первоклассника: за первый свой год обучения ребенок испишет примерно 20 тетрадей, изучит в среднем 6–7 учебников, причем не только прочитает, но и выполнит все задания из них. Кроме этого каждый день ребенок заучивает стихи, пишет, читает, поет и занимается физкультурой. Согласитесь, на юный организм нагрузка невообразимая. Чем не умственный труд, который требует уважения? Ни в коем случае не делайте домашние задания за ребенка.
Довольно часто родителям намного легче выполнить задание самостоятельно, чем объяснять принцип решения ребенку. Но поверьте, так вы не делаете лучше ни себе, ни ребенку. Да и учителю не будет особо интересно изучать родительское творчество вместо честных знаний ученика. Кроме этого, со временем дети поймут, что вы устали и не хотите долго возиться с объяснениями. В конечном итоге вас просто будут эксплуатировать. Домашние задания служат для оценки знаний ребенка, а не ваших, поэтому не нужно вмешиваться в детскую работу. Кроме того не забывайте, что выполняя задания место ребенка вы показываете ему, что он слишком глуп, чтобы выполнить задание самостоятельно. Как уже было сказано, школьная атмосфера отличается от домашней. И именно на это нужно делать ставку для формирования у ребенка заинтересованности в домашнем задании. Когда родитель играет роль учителя, он должен создать совсем другую, уютную и комфортную обстановку, чтобы заинтересовать и увлечь маленького ученика. Тогда знания ребенка будут гораздо эффективнее усваиваться, а успешность обучения возрастет. Что же это за волшебная атмосфера для выполнения уроков? Во-первых, избавьтесь от обязаловки и напряжения, которые зачастую царят на обычном школьном уроке. Ребенок должен чувствовать себя спокойно и свободно. Он может встать и размяться, если устал сидеть отвлечься от уроков на время. Свободной и спокойной атмосфере будет способствовать отсутствие оценивания. Ведь родители не будут ставить в дневник баллы, писать замечания и тому подобное, а значит, ребенок не будет чувствовать себя зажатым в рамки. К тому же, вы знаете своего ребенка гораздо лучше любого учителя, а значит, и занятия будут проводиться с учетом всех особенностей вашего ученика. Так, например, некоторые дети могут сосредотачиваться лишь на короткий срок. То есть нужно уметь ловить те пятиминутные периоды, когда малыш готов слушать и усваивать новую информацию, менять виды работы и стараться снова заинтересовать ребенка в материале. Короткие перерывы так же не включены в школьную программу, но вполне доступны во время домашних занятий. Разумеется, школьное обучение потребует от вас хорошей фантазии, воображения и силы духа. Ведь нужно быть прекрасным выдумщиком, чтобы суметь разнообразить каждый урок и добавить в него изюминку, которая увлечет малыша.
Чтобы не превратить урок в мучения для себя и ребенка, не стесняйтесь советоваться с учителями, школьным психологом, читать педагогическую литературу. Помните, что организовывать урок гораздо сложнее, чем присутствовать на нем, а значит, вам нужно будет запастись терпением и силами. А несколько наших правил помогут вам устроить дома настоящую веселую школу. Помогайте ребенку выполнять задания, но не делайте все вместо него; Не вводите дополнительные задания, выполняйте только то, что задал ребенку учитель; Забудьте о нервах и упреках. Когда вы заняты уроками, вы с ребенком должны быть спокойными и сосредоточенными; Усложняйте задания постепенно, не нагружайте малыша с самого начала сложными упражнениями; Следующее задание только после успешного выполнения предыдущего. Если ребенок еще чего-то не понял – не переходите к новому предмету, а постарайтесь объяснить предыдущий; Как только видите, что ребенок ошибся – укажите ему на ошибку. Так он успеет усвоить ее и понять, как надо делать правильно; Придерживайтесь системы в своих занятиях, иначе они попросту не будут эффективными.
Комментарии