Как бороться с избирательным аппетитом ребенка
Избирательный аппетит — относительно новый научный термин проблемы, старой почти как мир. «Малоежки», «капризные едоки» — так называют детей, которые по разным причинам кушают однообразную пищу, при этом с негативными эмоциями отказываются как от незнакомых блюд, так и многих знакомых продуктов питания. В ряде случаев родители невольно сами провоцируют проблему у здоровых детей. Иногда избирательность питания сопровождает другие нарушения поведения и является, например, одним из проявлений расстройств аутичного спектра. В ряде других случаев проблема растет вместе с ребенком и перерастает в нервную анорексию у подростков. Зачастую ярко выраженная избирательность ведет за собой хроническую нехватку жизненно важных питательных веществ и, как следствие, отставание в физическом развитии и нарушение когнитивных функций. Что делать родителям — обратимся к научным данным.
Исторический парадокс Несмотря на то, что в настоящее время отмечается большое доступное разнообразие пищи, педиатры всего мира обеспокоены обилием нездоровой пищи в меню маленьких детей, которое сопровождается дефицитом здоровых питательных веществ — даже у малышей с избыточной массой тела.
Определенный барьер «люблю-не люблю», «буду-не буду» может создать первый негативный сенсорный опыт, когда ребенку предлагают непривычный, невкусный для него продукт в большом количестве. Если ребенок слишком долго находится на жидких продуктах прикорма, он будет с гневом и раздражением противиться введению твердых продуктов — неприемлемой для него консистенции. Продукты плотной консистенции следует постепенно вводить в возрасте около года — так будет мягко тренироваться жевательный аппарат, а ребенок с радостью будет готов на новый вкусовой опыт. L. O. Leal предлагает характеризовать аппетит как избирательный, если повзрослевший ребенок (младшего возраста) потребляет меньше шестидесяти процентов от положенной нормы следующих основных групп продуктов: Молоко и кисломолочные продукты; Мясо, а также рыбу и яйца; Овощи (как правило, лидируют в списке «отказа»); Фрукты; Крахмалосодержащие углеводы; Бобовые. Как утверждают специалисты, большую роль в «создании» выборочного стиля питания играет поведение родителей, их реакция и настойчивость в частоте предложения новой пищи: молодой возраст матери и ее отрицательные несдержанные эмоции усугубляют проблему. Carruth B. показал, что максимальное число предложений новой пищи у «капризных едоков» не превышало 3-5 раз, в то время, как показали французские исследователи, это количество следует мягко довести до 15-20 раз — тогда существует шанс, что ребенок распробует пищу и даже его полюбит. Кроме того, выяснилось, что родители малоежек намного чаще используют продукты питания в качестве поощрения и вознаграждения. D.Y.T. Goh выделяет следующие особенности «нездорового» пищевого поведения: Предпочтение сладкой еды; Наличие большого количества перекусов взамен полноценного приема пищи; Медленный темп еды за счет длительного удерживания пищи во рту, но не тщательного пережевывания (так зачастую происходит при просмотре телевизионных программ и мультиков); Категоричное нежелание попробовать что-то новое. Риски избирательности снижаются в случае наличия братьев и сестер, а также при спокойном отношении родителей, их словесном одобрении и, тем более, собственном положительном примере.
Конечно, у ребенка-«малоежки» будет снижен уровень потребления практически всех питательных веществ: по данным исследований Lindberg L., дети с пищевой избирательностью и проблемами при кормлении потребляют значительно меньше углеводов, жиров, белка, цинка и витамина В6 по сравнению с детьми, обладающими здоровым аппетитом (контрольной группой). По данным Galloway, «капризные едоки» употребляли меньше фруктов и овощей, вследствие чего в их рационе отмечалась нехватка витаминов Е и С, фолатов и пищевых волокон. Такой тотальный дефицит энергии и необходимых для развития веществ может способствовать плохой успеваемости в школе, отставанию в физическом развитии (с частотой до 80%), развитию фоновой стрессовой ситуации в семье.
Установлено, что избирательный аппетит, проявившийся в раннем детстве, впоследствии может быть связан с определенными пищевыми и психологическими расстройствами (Chatoor I., Ammaniti M.). Пищевое поведение у ребенка влияет на проявление пищевых расстройств во взрослом возрасте: в журнале Американской Психиатрической ассоциации были опубликованы данные исследования Marchi M., Cohen R., в котором отслеживали состояние здоровья 800 семей — привередливость в еде у ребенка оказалась фактором риска нервной анорексии при вступлении в подростковый возраст. Jacobi C., Schmitz G., Agras W. S. опубликовали результаты наблюдения за 426 детьми 8-12 лет — оказалось, что выборочный принцип питания впоследствии ассоциировался с более частым возникновением различных отклонений в поведении подростка.
Для объективизации анализа рациона питания ребенка родителям рекомендуется вести пищевой дневник, который наглядно покажет проблему — для этого достаточно 3-4 суток фиксировать вид и количество съеденной ребенком пищи. Вместе с этим дневником питания родителям следует обратиться к специалистам для получения рекомендаций и, возможно, дополнительного углубленного обследования — на предмет исключения скрытой или явной непереносимости определенного вида продуктов, психических расстройств. Проблему избирательного аппетита следует решать комплексно с привлечением педиатров, диетологов и психологов или психоневрологов. Если вес ребенка существенно страдает, «спасательным кругом», который будет поддерживать нутритивный статус ребенка на должном уровне, может стать питательная смесь. Ее назначение будет оправдано в качестве временной меры, пока специалистами будет выявляться источник психологической проблемы. Чаще всего, ее назначают в случае, если у ребенка к трехлетнему возрасту наблюдается дефицит массы тела и роста. Родители самостоятельно пытаются увеличивать количество приемлемой ребенком пищи — однако этой пищей оказывается в большинстве случаев молоко, а также сладкие, мучные изделия, которые, разумеется, не могут перекрыть всех расходов питательных веществ. Если же у ребенка не было выявлено органического заболевания желудочно-кишечного тракта или психических нарушений, то родителям следует изменить настрой: не стоит принуждать ребенка съедать порцию еды, во избежание создания стрессовой среды. В то же время, маме и папе ребенка с избирательным аппетитом следует потратить время для повышения привлекательности порции еды. Хорошие результаты дает тактика приготовления пищи вместе с ребенком: результат совместного труда съесть намного приятнее!
Комментарии