Развитие словаря детей в дошкольном возрасте
Развитие детской речи является многогранным и очень сложным процессом. Наблюдая за современными детьми, честно говоря, приходишь в шоковое состояние. Как редко встретишь ребенка, который овладевает речью в соответствии с нормативными показателями. У большинства нынешних детей на лицо задержка речевого развития. Правда, родители полагают, что это временное состояние и все само собой пройдет. Тут-то они совсем не правы!
Овладение речью — это один из самых важных моментов в психофизическом развитии любого человека, поэтому очень важно наращивание словаря детей в дошкольном возрасте. Если у ребенка запаздывает речевое развитие, то замедляется формирование мыслительных операций, словесной памяти, не осуществляется полноценное общение, удовлетворение потребностей и т.д. Вы же не хотите, чтобы ваш малыш отставал в своем развитии? Тогда прислушайтесь к нашим советам. По каким направлениям осуществляется полноценное речевое развитие ребенка? Полноценное речевое развитие ребенка включает овладение фонетической (звукопроизношение), лексической (накопление словаря, понимание значения слов) и грамматической (словоизменение, словообразование) сторонами. Для многих детей дошкольного возраста характерным является то, что они длительное время общаются с окружающими людьми при помощи отдельных звуков и звукосочетаний. Полноценного слова можно не услышать вплоть до 4 лет. И родители полагают, что все у ребенка будет хорошо. Для того чтобы развеять неправильные суждения многих мам и пап, рассмотрим нормы овладения словарем детьми.
аправления работы со словарем ребенка дошкольного возраста Обогащение словаря новой лексикой; Закрепление и уточнение лексики; Активизация словарь; Устранение из лексики ребенка нелитературных слов. Упражнения, направленные на обогащение, уточнение и активизацию словаря Для того чтобы словарь ребенка отвечал всем правилам, он должен включать разные виды лексики: бытовую (название частей тела, игрушек, предметов посуды, мебели, одежды и т.д.); природоведческую (названия объектов неживой и живой природы); обществоведческую (названия профессий, праздников и др.); эмоционально-оценочную (качества, чувства, состояния и т.д.); временную и пространственную.
Наиболее интенсивно и эффективно развитие лексической стороны речи ребенка-дошкольника происходит в игре. Познакомимся с примерными игровыми упражнениями, способствующими обогащению словарного запаса. Игра с мячом «Я знаю пять названий …» направлена на расширение словарного запаса ребенка, развитие точности и согласованности движений. Ребенку предлагается выполнять различные действия с мячом (подбрасывать, стучать о пол, перекладывать из одной руки в другую) и называть предметы, относящиеся к одной из лексических групп. Например, «Я знаю пять названий овощей. Картофель — раз, морковь — два, свекла — три, огурец — четыре, помидор — пять».
Игра «Угадай по описанию» направлена на закрепление новой лексики, развитие связной речи. Приведем на примере закрепления лексики на тему «Овощи». Спрячьте в «волшебном мешочке» изученные с ребенком натуральные овощи (могут быть использованы их муляжи). Предложите ему угадать, что там лежит. Пусть ребенок опустит в мешочек руку и расскажет, что он чувствует на ощупь. После этого попросите его угадать, что это за овощи
Комментарии