Для чего необходимо заниматься с детьми?
В каждом возрасте и для каждого ребёнка индивидуально существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. Все дела, которые он может выполнить при участии взрослого или не доступные ему вообще, находятся за пределами этого круга. Например, ребёнок сам может убрать игрушки. Но он ещё не может все свои дела, которые он делает в течение дня, самостоятельно организовать. Поэтому родители постоянно говорят: «Сначала покушаем, а потом…», «Пора собираться гулять…», и т. д. Чтобы было более понятно, необходимо нарисовать один круг внутри другого. В маленький круг определяем дела, с которыми ребёнок может справляться сам, а зона между границами маленького и большого круга — это дела, которые ребёнку под силу только со взрослыми. Задачи за пределами большого круга ребёнок не может сделать даже со взрослыми. По мнению Л. С. Выготского, по мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт дел, которые он раньше мог выполнить только со старшими, а не тех, которые лежат за пределами двух кругов. Т. е. завтра ребёнок сможет сделать то, что сегодня он делал с папой и именно благодаря тому, что это было «с папой». Зона дел, которую ребёнок делает со взрослым, это золотой запас, его потенциал на ближайшее будущее. Поэтому Л. С. Выготский назвал её зоной ближайшего развития. Ребёнок, с которым родители занимались много, будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее, чем ребёнок, который предоставлен сам себе.
Часто дети нас сами просят: «Поиграй со мной», «Возьми меня с собой». Они очень хорошо знают, в чём в данный момент нуждаются, поэтому, если есть возможность, не отказывайте ребёнку. Часто родители жалуются, что у них нет времени для того, чтобы заниматься с ребёнком. Получается, что у них есть более важные дела. В таком случае необходимо помнить, что порядок важности дел мы выбираем сами. Только стоит осознать, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит намного больше времени и сил. Если ваше участие в занятиях ребёнка не помогает ему, то обратите внимание на то, как вы обращаетесь с ним. Без дружелюбного, тёплого тона в общении с ребёнком очень трудно сохранить хорошие отношения для совместных занятий. Лучше сохранять позицию на равных. Л. С. Выготский считал, что ребёнку легче и быстрее учиться, организовать себя и свои дела, если ему помочь внешними средствами. Это могут быть записки, картинки для напоминания, схемы. Это уже не слова взрослого, а их замена. Ребёнок пользуется ими самостоятельно, и тогда он уже на полпути к тому, чтобы справиться с делами самому. Можно нарисовать вместе с ребёнком последовательность каких-то действий, например, что за чем надевать, собираясь на прогулку, как организовать распорядок дня, последовательность обязательных дел вечером. Дети очень любят такой способ обучения, быстро осваивают и становятся более самостоятельными. Одна мама рассказывала, что никак не могла приучить ребёнка одеваться самостоятельно, тогда они вместе с ним нарисовали картинки, глядя на которые, было понятно, что за чем надо надевать. Ребёнок, надев первую вещь, бежал к картинкам, отыскивал пальчиком следующую вещь, бежал надевать её, снова бежал к списку искать другую вещь. В семье наступило спокойствие, ребёнок оказался чрезвычайно занят. Занятия с детьми дают большую пользу не только детям, но и взрослым, так как в результате они взамен получают крепкие отношения на всю жизнь.
Комментарии