Как воспитать благодарность в детях
Благодарность — это чувство признательности и уважения к человеку за его помощь, добрые слова, поддержку. Она имеет большое значение: только благодарный человек умеет радоваться жизни, ценить то, что у него есть, заботиться о себе и окружающих его людях.
В реалиях современного мира, где на первый план выходит материальное благополучие, владение престижной недвижимостью и прочие атрибуты богатой жизни, наблюдается один серьезный момент – дети, которые имеют «всё и даже больше», часто проявляют недовольство и эгоизм, им постоянно чего-то не хватает. Они не ценят того, что имеют, не умеют благодарить, не умеют быть счастливыми.
Дети часто не в состоянии оценить, что для них делают родители, каких усилий стоит то, чем они пользуются каждый день, даже не задумываясь. Но они в состоянии «копировать» поведение взрослых.
Как воспитать благодарность в ребенке?
Твердить без конца «У тебя всё есть, а ты это не ценишь!», «Тебе все на голову свалилось, а ты этого не заслуживаешь!» – неэффективно. Попробуйте другие методы!
Говорите «спасибо» и приучайте к этому ребенка. При этом важно объяснить, за что именно были сказаны слова благодарности.
Обязательно говорите в позитивном ключе о тех, кто пришел вам на помощь. Причем это касается как «маленьких, так и больших подвигов. Дети быстро «мотают на ус» все сказанное и запоминают, поэтому ваши слова о благодарности коллегам по работе, тренеру, воспитателю в детсаду или учителю, они обязательно воспримут и запомнят.
Играйте в радость. В романе Элинор Портер «Поллианна» главная героиня учит окружающих играть в радость. Суть игры – обнаруживать позитив во всём, что тебя окружает, и находить положительные моменты даже тогда, когда, казалось бы, радоваться нечему.
Обсуждайте «подарки дня». Сделайте это ежедневной традицией: перед сном вспоминайте и перечисляйте ребенком приятные события, встречи, достижения, успехи, радостные моменты, которые подарил вам день.
Формируйте память о хороших событиях. Чтобы в памяти ребенка оставались приятные воспоминания, необходимо вместе с ним их проговаривать: «Помнишь, как первый раз катался на велосипеде?», «О, как ты радовался, когда победила ваша команда!». И даже в неприятных ситуациях надо учиться находить моменты, заслуживающие благодарности. Например, сломалась машина, и из садика пришлось идти пешком. И за это время вы с ребенком смогли прогуляться, поговорить, купить вкусные пирожные к вечернему чаепитию.
Учите ребенка находить позитив. Когда мы отмечаем позитивные моменты и благодарим за них, мы становимся счастливее. Вот два взгляда на одно и то же событие. «Мы сегодня все вместе ужинали» или «Как здорово, что сегодня вся семья собралась за одним столом»! Первый вариант – это просто констатация факта, а второй – это уже выражение радости и благодарности за этот момент.
Приучайте детей делать добрые дела. Акцентируйте внимание ребенка на том, что важно не только «брать», но и самому творить добрые дела, быть благодарным за добро и участие, проявленное окружающими.
Создайте в своей семье традицию «творить добро…» – вместе с детьми помогайте окружающим: можно собирать вещи для нуждающихся, принимать участие в уборке общественной территории (двор, гараж, площадка), кормить животных в приюте, покупать хлеб или другие продукты одинокой соседке и т. п. Участвуя в таких делах, ребенок будет понимать, что приятно не только «брать», но и «отдавать», получая от этого удовольствие и благодарность.
Благодарите детей за помощь. Для ребенка очень важно услышать от мамы, папы, дедушки или бабушки: «Ты – мой помощник!». Такие слова повышают самооценку ребенка. После похвалы он с большей охотой будет убирать игрушки, помогать маме по дому или папе в гараже. Благодарность близких показывает ребенку, что ему доверяют, его старания ценят, и он в свою очередь также благодарен взрослым за это.
Комментарии