Как развить в ребенке аккуратность?
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок не пачкал одежду на прогулке, убирал свою комнату, был чистым и опрятным. Но как развить в ребенке аккуратность без принуждения, чтобы порядок в своем уголке и помощь родителям доставляла радость? И когда следует начинать?
К аккуратности стоит приучать… с рождения. Пусть малыш с самого начала привыкает, что его умывают «по утрам и вечерам», купают, вовремя меняют подгузник. Что он сухой, лежит на чистой проглаженной пеленке и не чихает от кружащейся в воздухе пыли. Если родители следят за чистотой и порядком в доме, то и ребенок с самого рождения будет привыкать к этому. Наглядный пример – самая лучшая возможность приучить к чему-то малыша. Если же вокруг навалена одежда, пол давно не мыт, а на полках скопилась пыль, то трудно будет объяснить ребенку, зачем ему нужно следить за собой и быть аккуратным.
Когда маленький помощник уже достаточно подрастет, можно начинать приучать его к уборке и помощи родителям. Только помните: в каждом возрасте у ребенка есть свои стимулы помогать и следить за порядком.
До 2 лет
Малыш еще с трудом держится на ногах, и его помощь в уборке сводится только к тому, чтобы подать вам игрушку или не противиться умыванию. При этом он не всегда может понимать смысл действия. В этом возрасте лучше всего использовать стишки и потешки, в которых рассказывается, что именно происходит. Дети легче воспринимают рифмованные простые слова.
При умывании
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Заплетая косички, причесывая
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.
От 2 до 3 лет
В этом возрасте у ребенка уже должен быть свой уголок с полочками и ящиками, куда малыш будет убирать игрушки. Лучше всего уборку представить в форме игры или сказки. Мол, куклы устали и хотят спать – кто же им поможет добраться до кроваток, если не добрый волшебник(ца). Большие куклы лягут в ящики, а маленькие игрушки заберутся на полки (при этом постарайтесь повесить полки так, чтобы ребенок мог до них дотянуться). Если ребенок не хочет класть маленькую игрушку на полку, а норовит засунуть ее в ящик – не мешайте ему. Это его пространство, и он должен научиться его осваивать.
От 3 до 4 лет
В этот период у детей появляется желание копировать взрослых. Если мама моет посуду, то и малыш лезет с тряпкой в раковину, если папа выносит ведро, то и ребенку надо тоже срочно выкинуть какую-нибудь бумажку. Постарайтесь поддержать рвение малыша – выделите ему небьющуюся кружку или дайте тряпочку для пыли. Не важно, что он разбрызгает воду по всей кухне или просто размажет пыль по полке. Главное – не переделывайте за ним его работу, а наоборот, похвалите.
От 4 лет
Ребенок уже достаточно самостоятельный, чтобы убирать за собой игрушки. У него появляется чувство красоты, поэтому он следит, чтобы его уголок выглядел опрятно. Главное для родителей – не вторгаться в его личное пространство, иначе слез и криков не оберешься. Лучше всего заранее предупредить, что «через 10 минут пора ложиться» или «скоро идем гулять», чтобы у него было время доиграть и убрать за собой.
В этом возрасте уже можно давать поручения – вытереть пыль, полить цветы, протереть стол. Старайтесь поручать ребенку разные дела – во-первых, малыши устают от однообразия, а во-вторых – чем больше действий они освоят, тем лучшими помощниками станут.
Осторожно, кризис!
Если в три года ребенок перестал вас слушаться и превратился в буяна и капризулю, не стоит паниковать. Подобный кризис трех лет проходят 99% детей. Защита своего «Я», своей самостоятельности, противопоставление себя взрослым, отказ от помощи – в этот период следует поддержать самостоятельность ребенка, свободу его выбора (в разумных пределах). Если родители смогут увидеть в малыше самостоятельного человека, прислушаться к его мнению и сквозь пальцы смотреть на грубость и капризы, то все закончится к радости обеих сторон. Помните, ваш малыш ведет себя плохо не потому, что он плохой, а потому, что иначе не может.
Приучая детей к аккуратности и давая им поручения, помните, что следует избегать:
однообразия – если ребенок выполняет все время одно и то же, то ничему другому он не научится;
выполнения заново уже сделанной малышом работы – это воспринимается как недоверие, ребенок перестает верить в свои силы;
скучных поручений;
контроля и комментариев – по поводу разбитой кружки или пролитого супа; если у малыша что-то не получается – поддержите его, ведь никакое умение не приходит сразу;
принуждения – ребенок и так рад вам помочь, особенно, если превратить поручение в игру или совместную работу, поэтому нет необходимости требовать от него помощи или немедленной уборки, потому что «нельзя быть таким грязнулей» и «ты уже большой — пора помогать родителям».
Комментарии