Как с ребенком «читать» иллюстрации книг
Одно из любимейших занятий всех мам – читать книжку с картинками в обнимку со своими малышами. Будучи родителями, мы интуитивно осознаем значение такого близкого контакта и понимаем, что чтение помогает детям освоить структуру языка и развивает восприятие силы и красоты письменного слова.
Но многие ли из нас «читают» иллюстрации в книге с таким же вниманием и старанием, как слова? И почему это важно?
Мы ежедневно сталкиваемся с устойчивым потоком рекламы, знаков и символов, предназначенных для формирования нашего сознания и направления нашего внимания в определенное русло. Кроме того, даже просто заглянув в Интернет, становится очевидно, что мы все больше превращаемся в визуальное общество. Если мы хотим, чтобы наши дети стали умными, грамотными и проницательными потребителями визуальной информации, мы должны научить их читать визуальные композиции и понимать их смысл.
Иллюстрированные книги предоставляют идеальную возможность для родителей познакомить своих детей с языком визуальной композиции и оценить его информативность. Художники-иллюстраторы очень тесно сотрудничают с писателями. Поэтому при чтении текста стоит также уделять время тщательному изучению того, о чем говорят рисунки. К примеру, некоторые родители детей младшего школьного возраста изучают с ними иллюстрации в следующей последовательности: перед тем как начать читать новую книгу, дети и родители «проходят» глазами по всем иллюстрациям в ней, затем дети стараются описать увиденное, представить себе сюжет рассказа и предположить, что может произойти на следующей странице.
Некоторые мамы используют иллюстрации, чтобы разбудить воображение своих детей. Дети рассказывают историю, которую видят на картинке. Так они становятся участниками событий, взаимодействуя в своем воображении с персонажами художественных произведений, и переживают все приключения, которые разворачиваются на картинке. Визуальные образы часто становятся фундаментом для детских театральных постановок.
Вот еще несколько способов совместного изучения иллюстраций с вашим ребенком и развития его способности «читать» визуальные композиции.
Цвета
Если ваш ребенок еще очень маленький, спросите его, какие цвета встречаются на картинке чаще всего, а затем помогите ему сопоставить определенный цвет с конкретным чувством и/или действием. Например, красный цвет описывает что-то захватывающее, черный рассказывает страшную историю, синий – это что-то грустное, желтый описывает волнение или счастье. Когда затем будете читать, убедитесь, что текст книги подтверждает «прочитанное» вами на картинке. Или сделайте противоположное – сначала прочитайте текст, а затем посмотрите, как иллюстратор помог усилить впечатление от сюжета с помощью цвета.
Линии
Попросите ребенка определить различные виды линий на рисунке, проследить эти линии пальцем вдоль них и описать то, что каждая линия символизирует. Пунктирная линия счастливо прыгает по картинке, толстая линия неуклюже ползет, кривые линии хохочут, а тонкие, острые линии сердито колют и пронзают. Поговорите о том, как тип и движение различных линий на рисунке соответствуют ходу повествования. Постарайтесь подобрать книгу, которая послужит ребенку захватывающим примером взаимосвязи повествования с линиями различной длины и формы.
Формы и предметы
Предложите ребенку называть формы и предметы, изображенные на иллюстрации, и описывать соотношение их размеров по отношению друг к другу. Помогите своему ребенку осознать, что чем больше предмет и чем ближе он к зрителю, тем более важным он оказывается в повествовании. Далее спросите ребенка, на какой части рисунка его взгляд остановился в первую очередь и как в дальнейшем он двигался по картинке. Обратите внимание: если взгляд движется в горизонтальном направлении по иллюстрации, это значит, что сюжетная проблема решена; вертикальное направление движения указывает на твердые шаги в направлении к разрешению проблемы, а диагональные пути движения взгляда создают впечатление ожидания решения. Еще раз оцените, как письменный текст соответствует визуальной структуре рассказа.
Мы живем в мире, где быть визуально грамотным человеком чрезвычайно важно. Чем больше мы помогаем нашим детям понять язык визуальных форм и взаимодействие изображений со словами с целью передачи мыслей, тем легче они смогут интерпретировать, понимать и взаимодействовать с окружающим миром.
Комментарии