Как передать ребенку ответственность за его дела
Каждый родитель предполагает, что ребенок, став взрослым, будет самостоятельным и независимым, будет нести ответственность за себя, свою жизнь, свои дела. Но ответственность и самостоятельность не появляются из ниоткуда – этому необходимо учиться.
Как же и когда родителям передавать ответственность, чтобы ребенок понимал задачу, которую ему ставят взрослые, соглашался с ней без конфликтов, мотивировал свои действия и ставил задачи самостоятельно?
С раннего детства мальчикам и девочкам необходимо пройти три стадии формирования ответственности:
в качестве помощника, которого родители знакомят с процессом и результатом деятельности;
в качестве исполнителя, но с напоминанием и контролем;
в качестве самостоятельного деятеля, который контролирует результат, предвидит последствия и отвечает за них.
Передача ответственности
Есть замечательный способ определения зоны ответственности ребенка, предложенный отечественным психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер.
Для этого надо взять лист бумаги и поделить его на две колонки. В левую вместе с ребенком записать те дела, которые он уже делает самостоятельно, а в правую – те, которые пока что выполняются совместно с родителями. Со временем многие дела из правой колонки можно будет переместить в левую колонку. Это будет серьезным успехом для вашего ребенка и еще одним шагом к его взрослению и самостоятельности.
Передача ответственности осуществляется постепенно на условиях договора так, чтобы ребенок ощущал, что теперь это дело – его зона ответственности. Дела выбираются с учетом возраста и возможностей ребенка.
Не стоит исправлять ошибки, доделывать и переделывать за ребенка дела, которые он должен был сделать сам. Ругать тоже не нужно – пусть он осознает последствия своего бездействия. Прибежал вечером в мокрых кроссовках, не помыл их, не просушил, а завтра физкультура. Или бросил скомканные брюки в шкаф, а утром – в школу.
На первых порах не обойтись без напоминаний: можно самим поставить будильник на то время, когда пора собираться в секцию, или прикрепить магнитиком список с частью важных заданий. Главное, чтобы всё это делалось ненавязчиво.
Комментарии