Можно ли научить ребенка быть мыслителем?
Кто-то может подумать, что научить ребенка тому, как быть мыслителем, просто невозможно. Существует распространенное убеждение, что человек либо рождается с определенным интеллектом, либо нет. Но это не так! Творческое и критическое мышление – это навыки, а значит, им можно научиться.
Однако существуют некоторые нюансы. Маленькие дети реже проявляют аналитические способности, чем дети старшего возраста. То, насколько хорошо мыслит молодой человек, зависит от того, насколько родители и учителя позволяли ему мыслить самостоятельно. Школа слишком часто сосредоточена на обучении детей тому, о чем нужно думать, а не тому, как нужно думать. В свою очередь, родители, как правило, аналогичным образом рассказывают детям, о чем им думать. Но ведь даже с точки зрения обучения надлежащему поведению, инструкцию примут быстрее, если детям дадут возможность обдумать, почему определенные типы поведения являются более предпочтительными по сравнению с другими.
К сожалению, многие школьники обладают плохими навыками мышления. Вот несколько причин, которые помогут объяснить, почему так происходит. Главными факторами являются культурные изменения, такие как отупляющая музыка, телевидение, видеоигры, сайты социальных сетей, текстовые сообщения на мобильном телефоне и так далее.
Мы без проблем рассказываем детям, о чем им следует думать, но затем, когда их мышление искажается, мы не желаем вмешиваться. Многие родители (и даже учителя) считают, что бросить вызов мышлению ребенка, когда оно имеет какие-либо проблемы, плохо. Они опасаются, что обращение внимания на имеющиеся недостатки может обидеть ребенка и навредить его самооценке. В реальности же такие дети в конечном итоге сами обнаруживают, что они не настолько способны, как их сверстники, владеющие эффективными навыками мышления, и это как раз и приводит их к низкой самооценке.
Школы и государственные органы также вносят свой вклад в эту проблему. Слишком часто учеников тренируют искать один «правильный ответ». Также существуют государственные стандарты знаний и навыков, которые активно препятствуют детям мыслить нестандартно.
Многим школьникам не хватает уверенности, чтобы думать самостоятельно, более того, зачастую они боятся даже пробовать. Правда заключается в том, что все ученики являются прирожденными творческими мыслителями, но конформизм и ортодоксальность школы настолько прочно укрепились в их сознании, что это исключает их аналитическое и творческое мышление.
Итак, как же помочь нашим детям и научить их критически мыслить? Существует три простых способа:
1. Ожидайте от них мыслительного процесса. Требуйте от детей защищать свои идеи и ответы на вопросы. Научите их тому, что не достаточно иметь свое мнение или знать «правильный» ответ. Дети (школьники) должны отстаивать свое мнение, понимать, как они пришли к определенному ответу и почему этот ответ является правильным.
2. Моделируйте на примерах. Родители могут показать детям, как нужно критически и творчески размышлять об учебном материале. Даже при подготовке к тесту демонстрируйте детям, как нужно рассматривать альтернативные варианты ответов, а не просто запоминать правильные. Объясняйте, почему некоторые ответы правильные, а некоторые неправильные.
3. Вознаграждайте. Когда ребенок приходит к хорошей мысли, важно обращать внимание и на мысль, и на самого ребенка, придумавшего ее. Предлагайте детям занятия и всевозможные задания, работа над которыми пробудит их творческое мышление и заставит мыслить критически. И непременно вознаграждайте детей за успешные результаты. Их аналитический подход будет включаться тогда, когда он ожидается и поощряется.
И помните: ваш ребенок может быть умнее, чем вы можете предположить!
Комментарии